Хотел разобрать совсем подробно, но времени на это явно не будет, поэтому, чтоб не тянуть косплеершу за некомими, отписываюсь.
0. Орика умеет делать моэ. Более того, я считаю, что она - олицетворение моэ в российском игропроме. Моэ-икона. Все, что выходит из-под ее планшета - всё будет моэ: моэ-хоррор, моэ-типа-неприятный-протагонист, моэ-пионерлагерная-романтика, моэ-мавки и моэ-палочки-с-сутрами, моэ-иноплане-тянки. И даже моэ-осиновый-кол, стоит только вспомнить процесс его вырезания. Наименее моэ, по очевидным причинам, получилась назидательная школьная история про Выбор Непростым Юношей Непростого Пути в Непростой Жизни, но тут вины художника нету, так что не будем об этом. И, соответственно, это налагает определенные ограничения на восприятие. Орику всегда будут читать и смотреть те, кому надо больше моэ, и в меньшей степени - те, кому надо больше аутентичного славянского фэнтези, больше советской фантастики или больше пасхалок в духе Дэна Брауна. Нет, эти множества могут пересечься, но из фанатов Дэна Брауна ее будут любить именно те товарищи, которым надо больше моэ. А множества любителей советской фантастики и любителей няшных девочек так и вообще пересекаются процентов на 80. Понятно, что самое главное, за счет чего создается такое впечатление - графика, и про нее я даже говорить не буду. Но и текст, кстати, тоже получается моэ: гладкий, аккуратный, местами немножко розово-карамельный. Если посмотреть обзоры тут и на стиме, претензии к тексту были даже у изрядной части читателей, оставивших положительные отзывы. Но все равно получилось мило - и в итоге стилистическое единство достигнуто, и народу вроде бы нравится. Так вот, собственно про текст: что, на мой взгляд, не получилось, и почему все пишут, что, мол "не раскрыто". А потому что таки не раскрыто. И не потому, что "слишком короткая, ну что вообще можно ожидать от новеллы на полчаса".
1. Сюжет и композиция. Вообще у меня сложилось такое впечатление, что я читал не готовый текст, а недообшитый кусками текста синопсис. Синопсис повести или вн средних размеров, часа на 2-3 чтения хотя бы.
Протагонист - достаточно типичный семен, которого от всех прочих семенов отличает суперспособность, магическая привлекательность для девушек. Эта привлекательность поистину волшебна и мерисьюшна, поскольку, как выясняется по ходу дела, с девочками наш герой общаться особо не умеет (и кажется, что это сделано вполне себе сознательно). Казалось бы, есть возможность парой сценок "раскрыть", поиронизировать над штампами, вот это всё. Но нет. События идут с места в карьер по основной сюжетной линии, а для всего остального у автора есть секатор и осиновый кол.
- Встреча с девочкой-поклонницей (автор жестоко убирает эту девочку, чтоб не отвлекала) - Встреча с Айрис, в которой мы понимаем, что героиня - странная косплеерша, которая любит тыкать в людей палочкой, и более ничего - Встреча на следующий день с Айрис - Записка в кармане - Сцена за школой: встреча с потерявшей сознание девочкой-поклонницей МК2, мавкой, некоторым количеством лора и заклинанием Pieknie kurwa. Эта сцена - первая, которая хоть как-то прописана. Она же, как ни печально, и последняя. - Сцена дампа девочки-поклонницы МК2 в школьной медсанчасти (автор жестоко убирает и эту девочку, чтоб не отвлекала) - Микровстреча с мавкой дома в ванной. Она вообще НАСТОЛЬКО короткая и непрописанная, что ачивка "в ванной с красоткой", которая за нее дается, смотрится абсолютно издевательски. Нет-нет-нет, Орика, ванну с красотками принимают по-другому, не надо дезинформировать подрастающее поколение. Над штампами можно и нужно прикалываться, но эта сцена прекрасно описывает ощущения от прохождения всей ВН: "что это было, и почему так быстро и смазанно?" - Встреча с Айрис и изрядной порцией лора - Поход за осиновым колом - Встреча с мавкой на унитазе - Томный вечер на коленях у Айрис - Эпическая битва Айрис и Мавки - Провожание Айрис - Встреча с Айрис в парке - Вызов мавки под мостом, снова щедро приправленный лором в лекционном формате - Вторая эпическая битва Айрис и мавки - Спасение Айрис от когтей болотницы - Внезапное возвращение обратно (хотя что помешает мавке доесть их обоих, мне было не совсем понятно) - Стремительное и беспричинное преображение мавки посредством харизмы и доброты протагониста в няшную маленькую девочку - Хэппи-энд с уходом в закат.
Это дофига, овердофига событий на такой объем, на одно перечисление уходит несколько минут. А вся новелла по самому длинному руту занимает 22-25 минут, не больше. Поэтому и "не раскрыто" - это технически нельзя нормально раскрыть в таком объеме, только телеграфным стилем, как в Марко, например. Тут стиль не телеграфный, а няшно-нейтральный, с медленными диалогами, постоянными попытками размышлений протагониста. Нужен экшн, и в паре сцен экшн есть, а в большинстве случаев экшн только называется, обозначается. И не описывается. "Она подбежала и насадилась на кол, конец". Блин, лору тут посвящено больше текста, чем всему объему экшн-сцен. Ну как так-то? Эта же новелла намного лучше бы смотрелась ровно с тем же объемом графики, звука, с тем же сюжетом и теми же персонажами, и с в 4-5 раз большим объемом текста. Подход "я хорошо умею рисовать, умею придумывать, а пишу, как мне кажется, похуже, поэтому я придумаю и нарисую, а читатель пусть сам увидит в своей голове" - не работает, потому что читатель не видит, у нас нет прямого доступа к мыслям и образам автора. Нужно больше текста, и этому тексту нужно больше мяса, деталей, которые дали бы нам увидеть и почувствовать героев и понять логику развития сюжета. Вот честно: сколько времени ушло на графику и сколько времени ушло на написание текста (не на придумывание, а именно на работу с текстом)? Ну дисбаланс же.
2. По поводу прямого доступа читателя к образам и задумкам автора хочется еще немного написать. Его нет, априори. Читатель все поймет не так, что можно понять не так, а потом обвинит в этом автора - и будет прав. Как читал новеллу я, например? Во-первых, я на первом прохождении случайно прокликал эндинги, это было технически очень просто. Надпись "Мокрые шаги" - тыц - главная менюшка. А потом удивлялся, про какую-такую анимацию все говорят. Потом понял, промотал по-быстрому, посмотрел мультик. Какие мысли у меня были перед мультиком?
"Куда герой взял и повел мавку, что это за семейная идиллия в конце? Я не верю, что первым побуждением героя было взять мавку за руку и картинно пойти в закат, вместо того, чтобы сесть под мостом и вывалить на Айрис кучу вопросов и сомнений, "бля, ну и что нам теперь с этой мокрой девочкой делать? Куда он ее повел?" Соответственно, что после этого я мог увидел в мультике? О, няшная девочка. На Айрис не похожа совсем, наверное, это мавка, хотя на нее тоже вроде не очень похоже. Визуал немного другой, однозначно соотнести как-то неправильно, наверное. Но вроде она. Вроде довольная, значит, наверное усыновили. Или это какая-то другая история, наверное, все же другая, потому что Айрис нигде не видно. Какая - непонятно, не то предыстория, не то еще что-то. Не то сюжет новой вн. Но мультик красивый.
Это уже потом я увидел, что Орика терпеливо разъясняет недоумевающим читателям в комментариях и отзывах на отзывы, что
мы должны были внимательно запомнить по одной картинке цвет волос протагониста и сразу же понять, что в мультике семен не тот, и поэтому что эндинг - это флэшбэк, что разные размеры мавки (о которых ни полслова в тексте) - это не баг, а фича, что потом возможно будет детективное агентство, с блэкджеком, бафером и с сингл-таргет физикал дд.
Но из самой ВН это категорически сложно вывести ннапрямую, даже если вдумываться, вчитываться и сидеть с лупой. Я вроде даже и с лупой сидел, поскольку читал к съезду, ну и вообще мне было интересно, из личных мотивов. Но - не увидел. В том числе, потому, что милые новеллы и читают в соответствующем состоянии и с соответствующим уровнем готовности искать пасхалки и решать сложные логические задачи, и лупа из рук сама выпадает. А вот если бы намеки были более щедро раскиданы в тексте (не лор, а флэшбэки, побочки, аллюзии и иные сюжетные намеки), и если этого самого текста было бы больше, все могло бы быть немного по-другому, и на восприятие самой вн это тоже бы сработало только в плюс. Но увы.
Было мило, и мельком, и довольно смазанно, и с очевидным ощущением недосказанности. Не с тем, с которым начинаешь ждать продолжения (оно тут еще и неочевидно), а с тем, которое "Что это было, Пух?" А могло бы получиться мило и прикольно.
Еще я тут не написал про прикольные положительные и прикольные отрицательные отзывы в стиме, про очевидную коммерческую перспективность и про китайский перевод, и про я же говорил, где брать носителей языка, ну да ладно :P
Сообщение отредактировал hyppocampus - Понедельник, 14/Дек/2020, 12:22
Это так не работает!Например: "На улице в свете фонаря стояла девочка и теребила юбочку". Вау, текст готов за 10 секунд. А чтобы нарисовать такое цг надо будет минимум 2 часа.
Я ровно это и имею в виду. Могу представить себе, например, что на арты у вас ушло в 15-20 раз больше времени, чем на текст. А то и в 100-200. Но чтобы сделать действительно хороший текст, часто бывает недостаточно просто написать "На улице в свете фонаря стояла девочка и теребила юбочку", на это уходит чуть больше времени и усилий, особенно, если этот текст больше сотни слов. Нужна какая-то осмысленная работа над композицией, характерами, лексикой, редактура, вот это всё. С моей точки зрения, тексту вашего личного времени и внимания откровенно не хватило, и он заметно слабее графики. И вроде бы я не один так думаю.
Я как раз и попробовал объяснить, почему я так думаю и как бы оно могло быть по-другому с минимальными затратами - при соблюдении базовых принципов работы с текстом. Но это уж вы сами смотрите, мое дело маленькое)
Люди заблуждаются, думая, что автор хотел заложить глубокого смысла. Это не "неправота". Это заблуждение.
Я не искал глубокий смысл, о чем честно написал. Но мне - лично мне - показалось, что новелла бы очень выиграла именно как обычное легкое чтиво, как "серия из гравити фолз", если бы в ней техническое качество текста не отставало бы настолько от технического качества графики. Это не про смысл вообще, а чисто про технику, качество реализации, не на уровне какого-то таланта, или даже не на уровне высокого мастерства, а на уровне качества изготовления продукта, того базового уровня, который доступен любому неглупому, работоспособному и ответственному человеку. Какие уж тут глубокие смыслы.
Гравити фоллз - очень качественно сделанная современная попса. Сериал с отличным визуалом, прекрасным сюжетом и отличной текстовой составляющей. И он воспринимается великолепно, и у очень многих вызывает вау-эффект, безотносительно того, ищут они в нем глубокие смыслы или нет. Мокрые шаги - вн с отличным визуалом, годным сюжетом и миром, и.. ну.. ээ.. с текстом, написанным грамотным человеком, но без особого интереса к этому самому тексту. Слишком очевидно, что рисовать этот человек любить больше, чем писать.
какой-какой?нет, я понимаю, что у любого сериала есть сценарий, но в финальном продукте, доступному зрителю, какая может быть текстовая составляющая?
Неожиданно. Нарратив от лица протагониста, диалоги. А какая это составляющая? Или то, что не написано буквами на бумаге, перестает быть текстом?
Цитатаmoonfork ()
hyppocampus, так еще раз повторюсь, если бы я хотела более глубокую историю, то я бы ее написала, но это не формат 5к слов!
У Чехова рассказы по 1000-5000 слов, у Сэлинджера по 5-6 к, у Сарояна по 300-3000 слов. У Донцовой романы по 30-80 к слов, у Майерс (Сумерки) по 100+ к слов. Как длина истории соотносится с ее глубиной?
Более того, у вас именно для 5 к слов слишком много событий, но не хватает описаний этих самых событий. Мяса, текста. Вы гоните по сюжету, но не успеваете раскрыть атмосферу, характеры и логику. Если цель - влезть в 5 к, то надо либо полностью перерабатывать стиль и делать экшн-экшн, это сложно. Либо выкинуть половину событий и две трети лора, зато добавить няшных разговоров и описаний, посиделок в чаем и плюшками, это будет намного более гармонично восприниматься.
Цитатаmoonfork ()
Ведь в игре явно другое время года, а потом у нас внезапно зима, а потом снова лето. В этом же должна быть какая-то логика, наверное? Почему игрок об этом не задумывается?
Потому что если игроку предлагают заведомо простую, развлекательную историю, то он и не будет заниматься поисками глубинного смысла.
Цитатаmoonfork ()
Ей-богу, надо было рисовать первую идею -как Айрис моет Мавку, стрижет ей волосы и делает из нее обычную девочку
С текущим вариантом текста это смотрелось бы намного более цельно. А так просто никто ничего не понял. Ну или надо было вставлять в текст всяческие отсылки, указания на наличие предыстории и на то, какой эта предыстория могла бы быть. Даже самая простая история требует прописанных мотиваций, на которых строится логика развития, если они существуют в голове автора, но не показаны в тексте, то читатель их "не берет". Тем более, если вы пишете "простые" истории - это значит, что и читатель у вас либо "простой", либо, как минимум, не настроен напрягаться, пока ее читает.
Ну или таки да, и всё хорошо, и так и надо, просто у меня были какие-то не те представления и ожидания. Больше не буду ожидать, исправлюсь)
Напрямую. Закладываешь, что хочешь рассказать - внутренние терзания одного-двух героев или историю по классической схеме (завязка-развязка). Если брать за основу ту же историю, что и в Мокрых Шагах и раскрывать персонажей - то нужен гораздо больший объем. Но если оставить такую же историю, то сюжет будет уже посредственным, имхо, надо и его перекраивать, чтобы было интереснее.
Понял, тогда это была проблема разного понимания определений. С этим уже спорить не буду. Вопрос снят)
Zhenya85, там еще у изрядной части звуков громкость не регулируется. Криповато было, когда играл на беззвучке, в это время на телевизор раздавал какой-то няшный мультик, и вот ВНЕЗАПНО на полную громкость звуки хирургической машины из плохой концовки.
Прошел, и не очень понимаю, чего писать, поэтому полноценного отзыва не будет. В целом такое впечатление, что стало лучше по мелочам: и с графикой, и стиль по мелочи поправили, и соотношение лор-сюжет-экшн в правильную сторону поменяли. Ну вот и хорошо =)
Выдам тогда немного субъективки. По поводу сюжета: все стало немногоболее предсказуемым, и ружья теперь развешаны на еще более заметных местах. Прошлая версия для меня была норм, теперь уже немного чересчур. Бригитта: "Так, малой, ты за меня не беспокойся, меня все равно скоро убьют, вот лучше возьми бутылку сомы, она явно пригодится тебе чуть дальше по сюжету. А то ты слишком правильный и точно сам ее нигде не раздобудешь". Квирин: "Вам стоит знать, что в нашем прекрасном мире существуют ужасные tovarishches. Возможно, они даже есть среди ваших знакомых или будущих знакомых! Смотрите внимательнее, вам предстоит Важный Моральный Выбор!" Полианна: "Ничоси, у тебя буквально вчера умер близкий человек, да еще и бутылка сомы дома завалялась? Тогда почему мы еще с тобой тут в баре сидим, разговоры разговариваем? Пошли немедленно к тебе бухать и сексом заниматься, мне тебя в ближайшее время надо соблазнить, чтобы получить доступ к Важным Данным. Потом, конечно, я сама в тебя влюблюсь, если ты будешь делать Правильные Выборы, но тут уж все зависит от тебя, не могу ничего обещать". Для полноты картины не хватает, действительно, только загоняния в угол партизана. Полианна в текущей версии явно чуть менее симпатична и более корыстна. Если ее таки делать Главным Романтическим Интересом, то такой подход потом может аукнуться.
А вот двойной полутвист со смертью Бригитты ("странно, она же точно должна была помереть в ближайшее время!" - "а, нет, таки померла, ну ладно, норм, хотя и жалко немного") понравился очень.
В целом очевидно стало лучше, внимательно наблюдаем за дальнейшим развитием событий.
Власть имеющий лишь один - король Джорб Клайрессендено́н. Жена его - королева Келане́я Гондраено́н.В чем секрет благополучия всей страны? А он крайне прост, сколь и ужасен в их реальности - постоянная опасность, исходящая от земель О́мме.
Ого. Круто))) Я бы еще расставил в стратегических местах умляуты - они должны добавить атмосферности.
Желаю всяческих успехов и буду ждать с нетерпением.