Вступление
Я иду мимо пустых улиц. Ставни заколочены, колокола смолкли. Всё затихло, всё умерло. Я поправляю маску, вдыхая целый букет травяных запахов, и нервно дожёвываю очередной кусок чеснока. Ладан нежно щекочет мои уши и ноздри, заставляя рот растягиваться в радостной ухмылке. Но радоваться, на самом деле, нечему.
Ведь я иду в очередной дом, считающийся заражённым. Ведь, возможно, под удар попал сам месье Алый Шарф. А у нас его очень любили. Он считался одним из наиболее достойных горожан и много сделал для Рувн-тауна. Но что теперь будет с ним? Стоп! Шаги, их много! Мои мысли замерли, замер и я. Мимо неслись люди в лохмотьях, чьему появлению давно уже никто не удивлялся, но всё равно до конца принять это было тяжело. Рувнгелланты - так их называют. Они хлестали себя плетьми по конечностям, били по спине кнутами, царапали грудь железными прутами, крича:"Искупим грехи отцов, искупим свои, поднимем РУВН с колен!" Когда-то их публичность, когда-то подобное самоистязание и правда нас утешало, но сегодня приносило лишь грусть, лишь ещё больше заставляло саднить ноющую от затхлого запаха рану. Я закрыл глаза и перекрестился, воздавая хвалу творцу Терноксу и его деяниям и прося у него такой же решимости, какая была у основателя Ордена санатора Пампкина, когда он был призван наверх. Все мы там будем, рано или поздно... Гелланты же промчались мимо, в сторону улицы Зелёной Лоли, напевая что-то про сгоревший осенний месяц, и всё снова стихло. Я продолжил движение.
А идти ещё долго. И хотя мои шаги слишком громко звучат на фоне полнейшей тишины, ещё громче - гул моих мыслей, гул воспоминаний. Воспоминаний об Алом Шарфе и о том, что он для нас сделал.
НемМного истории
Алый Шарф или Scarlet Scarf - весьма значимая рувн для жанра, особенно, в пределах анивизы. В то время как хардкорные геймеры могли наслаждаться Pathologic, любителям ВН, что пришли, преимущественно, с Бесконечного лета, ничего не оставалось, как лишь надеяться на то, что наш ответ Ice-Pick Lodge, ответ нашим же, последует.
Так и вышло. В далёком, 14-м году, когда мы все были моложе и наивнее, Тернокс запустил приём заявок на Anivisual Contest №1 - Мистика. Разработчики заинтересовались конкурсом, спешно, даже неожиданно, собрались и вдохновившись легендами о Деве Чуме, приступили непосредственно к разработке. И это было хорошо.
Топик от 17.10.2014 обещал нам захватывающую историю, где мы в роли чумного доктора ака санатора погрузимся в атмосферу эпидемии. Это было встречено всеобщим восторгом, даже Эстетик отметился как тот, кого проект заинтересовал. Появились и первые думы о схожести Мора с Алым Шарфом. Некто Гильберт Бриссен, ответил, что все игры про эпидемию будут на него(Pathologic) похожи и явил миру свою мантию сценариста проекта. Хотя я и сказал некто, но он тоже был весьма знаковой и известной фигурой в определённых кругах: публикации на самиздате, веб-квест Мёртвый город, разработка своего
сеттинга Деа, что представлял собой технооккультный мир в жанре тёмного фэнтези, где и будет происходить новелла, и разработка настольной ролевой под оную -
Нудмер: Город ключ. Участие подобного человека, казалось, обещало Алому Шарфу не просто победу на конкурсе, но и то самое "поднятие рувн с колен", поднятие и планки качества русскоязычных новелл на новый уровень. Да и другие разработчики, из возникшей столь стихийно команды, имели за спиной определённый опыт, например, присоединившийся позже дизайнер интерфейсов в лице oxykoma засветился в Beyond Artificial:
https://vndb.org/v10527.
Чтобы подогреть интерес, облачившийся уже в мантию кодера roxygen, занялся публикацией в топике новостей о проекте. Нам начали рассказывать о сеттинге, публиковать то, что в будущем станет частью энциклопедии внутри самой новеллы. Нам представили Силь, чей концепт мало изменился с того времени, и намекнули, что она может помочь найти причину болезни. Нам показали фоны из игры, также вызвавшие массу восторга, и поведали наконец и о болезнях, что существуют в мире игры. Для роли доктора - информация более, чем важная.
Удивили разработчики и своим подходом к вопросам людей, что заинтересовались проектом. В ответ на них они выпустили не просто интервью, но интервью в виде мини-новеллы с выборами:
https://yadi.sk/d/A0n8bQAZd827d. Там разработчики показали себя как людей одновременно и серьёзных, и не обделённых чувством юмора. Хотя к части ответов оттуда можно будет ещё вернуться, в другом разделе. Также была показана и эволюция графических концептов персонажей, что весьма любопытно.
Наконец, 28 декабря 2014-го, был выложен полутораминутный промо-ролик Алого Шарфа:
https://www.youtube.com/watch?v=UUjwg06QL7E, а 30 декабря и закончена сама конкурсная версия, выложенная на анивизе. Теперь же разработчики выбрали и название для своей студии - Ignis Sanat, что в переводе латинского звучит примерно как "Исцеляющий огонь", и поделились, что сценарные наработки для следующей новеллы по этому сеттингу уже имеются, в то время как в ответах на вопросы говорилось лишь о наличии идеи.
Поиграли люди, поиграл и Тернокс с Химари. И людям понравилось, понравилось и организаторам. Даже более того, они остались в восторге. Отметили и программную часть, и сюжетную, и чисто текстовую. "Ощущение, что читаешь хорошую книгу". И, вполне закономерно, Алый Шарф и стал победителем первого Anivisual Contest. А 15 августа 2015-го же года подоспело и обновление, преимущественно, графической части, а точнее - меню. И игра стала ещё приятнее, приятнее с самого своего запуска. И это хорошо.
Движение
Я медленно шёл дальше, предавшись упоению от воспоминаний, воспоминаний о минувших много лет назад событиях. Как же они прекрасны. Прекрасны тем, что даже в такую тяжёлую для всех пору, позволяют окунуться в другую, приятную атмосферу, когда всё было хорошо, когда всё было прекрасно. На ум пытаются лезть мысли о плохих деяниях Алого, но я интенсивнее работаю зубами, тщательнее вдыхаю запах трав, и они уходят. Но всё таки пора вырваться из пьянящей неги. Ведь эта улица...
Улица Памяти. Улица скорбная, улица, где возникала и гасла любовь из ниоткуда, где совершались самые нелогичные вещи, а 11 месяцев жизнь просто стояла на месте, чтобы в последний внезапно хоть как-то измениться. Да, люди там были теми же почти всегда: не росли, не учились, всё делали также, как вчера. Им, как и театралу Сыендуку, не нужны были обновления. Лишь в декабре что-то менялось. Немного, несильно, но менялось. Такая же участь постигла и пререкавшуюся здесь троицу, чей гул заглушал всякую мою попытку вновь вернуться к своему внутреннему диалогу. Я знаю их. Это Спорозаки - местный клоун-политик, с манией величия, что считает себя великим спорщиком, но аргументов у него никогда не было, он всегда занимался пустословием. Зачем-то он вырядился в женское платье, назвался аниме-девочкой, в другое же время - назывался даже котом. Видимо, на фоне эпидемии, чтобы не оказаться истреблённым, как другая переносящая заразу живность, он предпочёл измениться. Но снова не так как надо. Безумие в превосходной степени. А вот человек в костюме Бабочки. Он называет себя великим учителем, говорит о том, как много он сделал для Ордена, но не меньше и о том, каким непонятым среди санаторов остался, уйдя от них, потом вернувшись, но во всём их критикуя ныне и ныне же потому пребывая между молотом и наковальней. Он часто преувеличивает свои заслуги, порой даже врёт, но в постановке диагнозов разбирается превосходно. В отличии от споров. Доктор Хаус, поражённый волчанкой. И последний участник - полуголый мужчина в бумажной юбке, в форме снежинки. Он признанный эксперт, потому что сам так решил. Он любит говорить, что оппоненты не шарят, что они не разбираются ни в чём в жизни, и в доказательство приводит пачку своих критериев, что спрятана в подоле бумажной юбки. Порой он оскорбляет других, порой переходит на личности, порой, даже, подменяет тезисы, чтобы потопить супостата, но ему прощают. Потому что эксперт. И его мнение единственно верное и объективное, даже если это не написано капсом.
Всё это часть театральной группы, местного цирка, как выразился бы писарь Причудливая лисица, уже употребивший подобное к Ордену на одном из наших совещаний. Мне горько, что я не могу помочь, что Спорозаки распространяет инфекцию холивара на этой улице, но лечения от неё пока нет, так что мне остаётся лишь сожалеть о судьбах несчастных, что я оставил позади. Хорошо, что у остальных наших горожан есть иммунитет к спорам. Хорошо, что хотя бы эта зараза не пойдёт дальше. Это утешает.
А я достиг цели. Особняк передо мной. Бывший некогда гостеприимным, некогда принимавший всех желающих, ныне он стал совсем другим местом. На входе меня окликает внушительного вида охранник. Я достаю из-за пазухи корочку санатора, махаю перед ним, но он остаётся глух к моим мольбам. Тогда уже тянусь к кошельку, достаю 249 крон и сыплю монеты ему в ладонь. Теперь охранник улыбается, отходит в сторону и ласково зазывает меня внутрь. Эти деньги - лишь самое малое, чем я могу помочь Алому. Да это и не деньги вовсе, будем откровенны. Я комкаю корочку и бросаю её у входа, для надёжности пару раз давя сапогом. В ней давно нет нужды.
И быстро бегу к нужной комнате, в покои пациента. А все уже здесь, вокруг постели Алого уже собрались тёмные фигуры. Иногда они предвестники лучшего, но чаще, всё таки, беды. Санатор Катрина в маске дракона, санатор НВ, чья маска сплетена из трав, санатор Гиппокампус, как будто прячущийся от заразы за головой коня, санатор Гремлин в маске аниме-девочки - все они здесь. Угрюмо и молчаливо в стороне стоит санатор Ворон в маске, как ни странно, ворона, но более чёрной, как будто сплошь покрытой смолой, рядом с ним тихо что-то нашёптывает о своей ненужности, старший санатор Хемуль, чья фигура расплывчата и мне приходится напрягать глаза, чтобы его увидеть. Для него обряд посвящения в Орден обернулся потерей аватара. Уникальный, трагичный случай и не только ему тяжело это принять. Неуверенно смотрят то на меня, то на Алого санаторы-новички - белокурая Флоки, чьи пышные волосы сейчас скрыты, и санатор Сэйбер, также спрятавший, что он
блондин брюнет, за такой же, как и у меня, маской. Надеюсь хоть им не так мешает этот треклятый ладан, надеюсь хоть у них чеснока хватит на дольше...
Четырнадцатый съезд
Пришёл 2020-ый. Пришёл карантин. Пришёл новый съезд литературного новелльного клуба имени Моники, хотя я никогда не понимал, почему он литературный. Как минимум, без пана Бабочки, времён пятого съезда, это слово как будто лишено смысла.
И авторы проделали большую работу за это время. Была сделана демка перезапуска Алого Шарфа, были потёрты старые ссылки или заменены на ссылки на эту самую демку, вышел в стиме и сам перезапуск. Что же мы получили?
Мы получили чарующее начало съезда. Пан Бабочка вернулся к нам, казалось, чтобы придать новый смысл тому самому слову. С поддержкой Эстетика, он набросился на клуб и рассказал, как у нас всё плохо, в труху разругавшись с Гиппокампусом. Мы получили новую публикацию об итогах прошлых съездов, что привлекла к нам нового участника в лице Floki_Love1, которую мы очень рады видеть в своих рядах. Мы получили и нового участника в лице 900b, которому тоже очень рады. И мы получили обманутые ожидания, презрение и ненависть.
Оценка Маказаки, оценка Floki_Love1, оценка Катрины - оказались на удивление единодушными. Пан Бабочка с этим не согласился, обвинил нас в том, что мы ругаем новеллу чисто из-за перевода её на платные рельсы. Эстетик же сказал, что мы необъективны и не умеем критиковать визуальные новеллы. Опять. И мы посрались. Как в старые времена, когда трава была зеленее, небо голубее, а Дота - играбельной.
Но потом последовали следующие отзывы. Новелла понравилась 900b, понравилась лидеру клуба Хемулю и не понравилась Гиппокампусу с Гремлином. НВ же сказал, что Алый Шарф - Оби-Ван из десяти, оставив нас в сомнениях, и приступил к критике Athanasy.
Что же мы ругали? Я ругал сюжет. Я ругал предсказуемость. Я ругал слабую атмосферу, сравнивая с тем самым Мором, схожесть с которым подтверждал и Гильберт некогда. Floki_Love1, по сути, тоже самое, отметив, что твист с девочкой избит тем самым Мором и много лучше. Катрина, желавшая нас уесть, в итоге оказалась обманута своими ожиданиями, не получила от переиздания того, что хотела, и сосредоточилась на критике графической части. Негодование её можно выразить в следующих скринах:
И высказываниях:
Цитата Katruna ()
Просто, приглядитесь и сами скажите, что с его шеей и головой? Куда она съехала? при надевании ключа и вороны ломается голова и шея? Если провести ось симметрии, сразу видно, что не так в данной ситуации. Даже добавить мне вроде как и нечего. Я банально подвинула голову и все стало намного лучше. неужели даже при доработке спрайтов, художник не мог отредактировать такую деталь? Сначала я списывала это на "художественный стиль", но если посмотреть на прочих персонажей... у них тоже чутка съезжают маски/головы, но не настолько же критично!
И в следующих, где слева версия конкурсная, справа - релиз в стиме и уже за деньги:
Забавно отметить, что в той самой новелле с вопросами, авторы отрицали, что будут использовать Blur. На скринах же мы видим мыльцо...
НВ также обругал сюжет, обвинив ГГ, что тот никуда не двигается и ничего для продвижения истории, особо, не совершает. Всё рандомно - как сказал бы пан Бабочка времён пятого съезда.
Гиппокампус больше напал на текст и его стиль, раскритиковав несколько не самых удачных моментов.
Досталось от многих и перегруженному, для такой короткой новеллы, лору. Хотя разработчики, судя по их ответам в уже дважды упомянутой новелле, не собирались включать в игру энциклопедию, в версии для стима она уже присутствует. Это улучшило ситуацию, позволяя не прибегать к гуглу, но не исправило то, как трудно такой объём всё ж таки читать, а не понимать и погружаться в него по мере продвижения сюжета. Как выражались сами разработчики:"героям странно рассказывать вам о мире, который они сами прекрасно знают". И хотя это правда так, методы для подобного имеются. И лор можно преподносить совершенно иным образом.
Что хвалили? Графику, музыку и тот же самый сюжет. Хвалили и твист, который части клубчан показался очевидным. В итоге, ситуация следующая:
И главный вопрос: почему так вышло? Почему первый победить конкурса Anivisual Contest не показался сегодня большинству из нас таким же классным, как на момент своего выхода показался большинству не из нас?
Если вы Эстетик, то ответ очевиден - мы необъективны и не любим японские новеллы. Break.
В ином случае, я вижу тут следующее. Прошло много времени с 2014-го, 2015-го. За это время вышло много и хороших, и плохих как японских, так и русскоязычных новелл. За это время вышел Мор 2, вышла "У мраморного гнезда" - отдельная, но короткая игра, завлекающая в этот самый второй Pathologic. Вышло ещё много чего. Подняли рувн с колен ныне или нет - вопрос открытый, но положение дел на сегодня другое. Особенно на фоне того, что сюжетная, сценарная составляющая Алого Шарфа никак с конкурсной версии за 4 года(релиз состоялся в 2019-ом) не поменялась(да и графика поменялась не то, чтобы сильно), притом, что новелла стала коммерческим продуктом. В конце концов, те мотивы, что были актуальны и хорошо смотрелись тогда, сегодня не так хороши. И коль мы клуб литературный, можно провести параллели как раз с литературными произведениями. Ужасы от Лавкрафта сегодня смотрятся не так хорошо. Готические романы, с которых жанр стартовал, сегодня уже также никого не напугают, хотя на своё время они и были значимыми. Да, времени прошло не так много, как с 1764-го, но оно прошло. Люди поменялись, игры поменялись, всё меняется, кроме того, что на улице Памяти и не в декабре. Можно, конечно, оценивать их и сегодня на 10 из 10, игнорируя засыпающих читателей, но какой в этом смысл?
Это один из возможных мотивов. Второй - мы правда необъективны и не шарим. Давайте поговорим об этом. Во-первых, мы никогда не уверяли, что являемся клубом экспертов или критиков. Во-вторых, никакой "шкалы объективности" нет. Поэтому оценка нашей объективности также субъективна. Что является фактом, так это то, что если клубчанин ставит низкую оценку, значит новелла ему не понравилась. И он пишет почему. Для кого-то это звучит достоверно и потому, дескать, объективно, для кого-то - нет. Искусство, увы, работает именно по таким правилам. Удобно, конечно, считать, что есть только две точки зрения - верная и не твоя, но не отдаёт ли это манией величия, которой страдать должен я? Не знаю. Пусть люди сами рассудят, если захотят.
Конец пути
Мы расходились, чеснок закончился. Большинство настаивало на поражении заразой, но были и те, кто яростно протестовал. На всякий случай, мы прописали Алому кропопускание три раза в день и диету из толчённых алмазов. Хорошо, что медицина нашего времени способна помочь любому.
На выходе стоит санатор Флойд в маске рыбы. Он вопросительно смотрит на нас, но мы лишь неутешительно качаем головами. Может быть мы ошиблись. Этого нельзя исключать. Может быть нам не хватило его диагноза, его оценки ситуации. Но сейчас уже это неважно. И его вины тут нет, виноваты звёзды.
Я беру девочку-бродяжку с улицы, что мне дерзит, ведь такой я отказать не способен, и веду к себе домой. Остальные санаторы провожают меня осуждающими взглядами, кто-то даже сложил ладони и что-то мне крикнул вслед, но я слышу лишь:"Хорошо проведите время". Закономерно, они думают, что я замыслил недоброе. Но на самом деле, теперь я знаю, кто повинен во всём произошедшем. Теперь я готов сделать выбор в мире, где правильных решений нет. Долг или симпатия? Месть или справедливость? Не знаю, что выберу. Но уверен, что сделаю это после глубоко анализа, уверен, что сделаю это объективно.
За сим, с вами был литературный новелльный клуб имени Моники в лице вашего покорного слуги
makazaki_tohoya, что обожает писать полотна. Если кому-то интересно, готовится к запуску пятнадцатый съезд по вн под названием Рейд и я не могу дать на него ссылку, поскольку ещё не готово. А теперь готово:
https://anivisual.net/forum/41-3206-1. Желаю всех благ, и спасибо тем, кто прочитал мою графоманию до конца. До новых встреч.
Комментарии к записи: 26
А тут кто-то уже занизил оценку до 1, надо исправлять.
Один маленький момент, который я забыла уже на самом съезде подчеркнуть..а потом уже среди безумных словесных баталий было не до того.
Фоны в бОльшей степени все же перерисованы, сделано это не по средствам blur, а скорее, при помощи кисти фотошопа, имитирующей мазки краски. Оттого возможно кому-то и может показаться, что фоны стали менее четкие и замыленные. Не могу сказать, что это однозначный плюс или минус в пользу графики. Просто пишу скорее мое наблюдение об этом.
А так, еще раз спасибо за ваш труд.
Побежала играть в Рейд ヽ(*・ω・)ノ
Сенпай меня заметил!Отличная статья, Годнозаки!> оставив нас в сомнениях, и приступил к критике Athanasy
Ну, в этот раз я точно так с вами поступать не буду. Что там у нас, кстати, Рейд? Пойду напишу отзыв к Истине Памяти :>
Блин, вот видно, что ты больше думаешь о тех, кто будет читать твои отзывы, чем об ослепительном свете истины, которым обязательно надо осветить серые читательские массы.
От таких отзывов хочется даже самому как-то стать добрее.