Всем привет! Позвольте представиться, я Хамки – самое высокоразвитое существо в этой команде. Им же ничего доверить нельзя, всё приходится делать са… ШОКОЛАДКААА! Ура! С вами снова сценарист команды Salangan Games. И сегодня у нас вторая часть дневников разработки визуальной новеллы «Заповедник Зелирия» (
Наша группа ВКонтакте).
Работа над сценарием была начата самой первой, поскольку без хотя бы примерного плана невозможно вычислить предполагаемый объём иллюстраций. Дело сильно облегчило то, что наш «программист» оказался куда более сведущим в ВН, чем говорил изначально. Нет, он не был опытным «ВНоделом», просто успел за свою долгую жизнь поиграть в несколько десятков (ладно, сотен...) визуальных новелл – начиная с японской «классики», кончая весьма посредственными поделками из серии «недоделанное демо от ру-разработчиков».
И именно его опыт помог нам определиться с базовым форматом сценария – персонажами, ветками, сценами, выборами, концовками и всем прочим. Нет, речь пока шла о скелете сюжета «в целом», но именно стараниями нашего кодера, «Заповедник Зелирия» больше напоминает нормальную игру-эроге, а не бессюжетное PWP (по*** без сюжета, если кто не в курсе :) ). Именно вопли «нет, нельзя показывать ню-сцены с героиней через пять минут после встречи!» помогли нам на первых порах держать себя в руках, пока опытным путём не было установлено, что он таки оказался прав.
В самом деле, я никогда раньше не писал сценариев к визуальным новеллам, не знал простейших правил этого жанра, поэтому риск сесть в лужу всей компанией оказался крайне велик. К счастью, совместные мозговые штурмы позволили команде выбрать правильный путь развития сюжета, в чём вы, кстати, сможете убедиться сами! Прямо сейчас, без регистрации и смс качаем демо-версию с нашего сайта и играем до посинения (геймплея там на час, но это ведь
демо).
Но уже в тот момент текст и сюжет не были нашей главной проблемой. Поиск художников – вот что поставило всю команду на грань ситуации «дружно за руки взявшись, в окно мы шагнём!». Сложностей было несколько:
1) Внятно базарить с людьми умею только я, остальные – латентные социофобы и интроверты (когда стало совсем плохо и долго, подключились и они, забыв о том «нихачунибудубаюсь!»).
2) Внятно оценить качество рисовки может только программист (не спрашивайте, почему, когда всё стало плохо – подключилась пиарщица).
3) Время на поиски есть преимущественно у пиарщицы (но толку, если сперва она прикидывалась социофобом?!).
4) Что делать с оформлением авторских прав не знает вообще никто (пичаль...).
5) Большая часть художников – безответственные идиоты (реальность...).
Худо-бедно, с большим трудом, воздав хвалы Гуглу, Яндексу и прочим подобным, мы сумели соорудить вменяемый авторский договор для художников. И это дало нам целое ничего.
За месяц с небольшим нами было отсмотрено больше трёх тысяч страниц художников на самых разных ресурсах. Смотрели всё – от буквально детских почеркушек до профессионалов уровня *вставьте имя артера, от чьего творчества у вас текут слюни*. Всех, чьи работы имели достаточный уровень (по мнению кодера!), мы искали в соцсетях и уточняли, берут ли они заказы на арты. На МНОГО артов!
Вот тут-то вся дрянь и полезла. Насобирав денег
с завтраков с отпускных, зарплат и премий, мы создали общую копилку, откуда планировалось финансировать труд наших уважаемых артеров. Мы не знали, сколько реально стоят их услуги, поэтому всем, с кем общались, предлагали оплату по их собственному прайсу.
А теперь подробнее о том, почему 95% из них – идиоты (если у вас после прочтения списка подгорело ниже спины, поздравляем – вы идиот, умеющий держать в руках перо, но никак не художник, тем более – не профессионал!). Начнём с главного – рисование на заказ – такая же работа, как и любая другая. А значит, она должна быть выполнена строго так, как требуется заказчику, в согласованные с ним же сроки. Не справились – вы ленивый бездарь, никто не виноват в ваших ошибках и проблемах, ваша муза, вдохновение и прочее никого не волнуют. Вы взялись делать работу за деньги – и должны сделать её хорошо. Увы, подавляющее большинство этого не понимает. Этот вывод был сделан по результатам очень большой работы по поиску художников в проект. Выглядел этот процесс примерно так:
1) Предложение о сотрудничестве направлялось художнику, если где-либо была найдена информация о том, что он берёт заказы. Предпочтение отдавалось тем, кто искал работу в режиме «очень нужно» и «срочно возьму...». Итог: из почти шестисот отправленных запросов ответы мы получили только на две с небольшим сотни.
2) Всем опрошенным предлагалась работа по авторскому договору с выполнением тестового задания (с учётом, что работа на много десятков иллюстраций – требование вполне закономерное), цену за арт устанавливали они сами, сроки ставились также удобные им. Согласились все. Но уже на следующий день перестала отвечать половина из них. Насовсем.
3) В итоге ТЗ приняли порядка пятидесяти человек. Сроки исполнения были оговорены. В течение срока пятеро ребят честно отписались с отказом от ТЗ – с ними понятно, всё честно и адекватно. Сдали готовое ТЗ двое. Остальные молча слились.
4) Многие отказались от ТЗ, предоставив обильное портфолио, и когда мы предложили уже подписать бумаги и начать работу – так или иначе, но работать не смог никто. Кто-то начал пояснять про арт-блоки («я могу исчезнуть на месяц, но это нормально!»), уверять, что «рисовать это творчество и на ваши сроки мне пофиг», кто-то вопил «правки не вносим, я художник, я лучше знаю» и прочий неадекват, кто-то внезапно удваивал/утраивал цену, после чего подальше их слали уже мы, а кто-то тихо сливался сам.
Печальный итог: в общении и рабочем обсуждении адекватно себя вели только 9 (ДЕВЯТЬ, КАРЛ!!!) человек из шести с лишним сотен. Двое из них сейчас в нашей команде. Да, иногда возникает желание подраться с кем-нибудь из них, но это уже рабочие моменты. Один из них – инженер, второй – дизайнер, но эти ребята не только умеют рисовать, но, в отличие от толпы идиотов, знают такие термины как «сделать в срок», «внести правки» и «обсудить изменения». И этот профессиональный и ответственный подход к делу без скидок на «творческая работа» очень радует!
Собственно, я не хочу сказать, что нормальных художников нет. Они есть. Но их немного, и большинство уже плотно устроены, ибо спрос на них огромен. И чтобы найти этих хороших (и свободных!) ребят в той куче дерьма, что имеется в Интернете, надо очень сильно постараться и потратить просто чёртову тучу времени!
Итак, художников мы нашли, задачи им тоже придумали... Но тут кто-то вспомнил про то, что у нас всё ещё нет даже логотипа игры, а о внешности персонажей мы всё ещё имеем весьма скудные представления... Потом поняли, что отрисовать запланированный объём артов в согласованные сроки невозможно, арт-план надо менять, а ещё у нас сайт не готов (несолидно же!)...
Шёл июль 2017-го, мы могли однозначно констатировать...
P.S: В третьей части Дневника я попробую сделать вид, что я нормален и напишу важные на наш взгляд моменты, которые, хочется верить, смогут помочь другим инди-командам в работе.
Комментарии к записи: 41
Пару раз попробуешь - научишься ценить чужой труд.
Касательно выполнения чего то в сроки и пониженной адекватности - касается всей цепочки участников проекта...
Создайте новую статистику - "95% команд рувн идиоты", и не забудьте включить в неё себя. - Ну так тут оба факта сомнению не подлежат!
Да даже если они действительно кидалы и страдают хроническими артблоками - ну а вы чё хотели? Такое и в реальной жизни случается сплошь и рядом. - у идиотов как раз и случается. Потом команды с ними мучаются и зачастую разваливаются. Вон хотя бы стенания на форуме можно почитать. А мы потратили много времени, собрали эту печальную статистику, но нашли профессионалов и теперь не паримся :) И да, профессионалы - это не те, кто просто умеет классно что-то делать, но и те, кто умеет еще и брать ответственность и отвечать за свои слова.
Будешь так разговаривать со своими родителями.
> у идиотов как раз и случается. Потом команды с ними мучаются и зачастую разваливаются
Идиоты те, кто не гонит поганой метлой таких художников, и продолжает ждать чуда. Уметь расставаться и говорить людям "нет" - это одна из основ деловых отношений.
> нашли профессионалов
Жаль, что к сценаристу это не относится.
> не паримся
Оно и видно, что не паритесь. Я заметил, что ты игнорируешь любые замечания в адрес своей поделки, хотя уже не раз говорилось, что ваш "крутой спецназовец" ведёт себя как умственно отсталый. Но вам пофиг.
> брать ответственность
Согласиться взять тз - это не значит взять на себе ответственность сделать его. Выполнить тз и приступить к работе - не значит дать клятву верности кровью, и пахать на вас до гробовой доски. Обещать - не значит жениться, вам никто ничего не должен, а если человек ливнул - значит, вы не заинтересовали его, или у него появилось предложение лучше/свои дела, не ждущие отлагательств.
> отвечать за свои слова
После первых строк твоего сообщения я уже не удивляюсь повторению этого "пацанского" базара, Васян.
> Уметь расставаться и говорить людям "нет" - это одна из основ деловых отношений - мы и сказали этим людям "нет". Если вы не поняли это из нашей статьи и считаете, что мы требовали клятв и узаконенного рабства, значит, невнимательно читали. Дальнейший разговор считаю бессмысленным.
Обычная позиция любого человека, живущего в собственном мирке. Я ему одно, он мне другое. Тебе же пофиг, что несмышлёный гг - не единственная ваша проблема? Пофиг ведь? Вот. Для того количества понтов, которым вы сыпите, ваш продукт не соответствует ожиданиям.
> мы и сказали этим людям "нет". Если вы не поняли это из нашей статьи и считаете, что мы требовали клятв и узаконенного рабства, значит, невнимательно читали
Это ты не понял, что я сказал. Если ты отказался от сотрудничества с людьми, которые начали гаситься/отказались от сотрудничества - это не даёт тебе права называть их идиотами. Это точно не красит тебя, во всяком случае.
Только не пойму почему у тебя такая реакция... Ребята очень правильно и комфортно для себя поставили работу с художниками, получается. Чтобы ни случилось - они в плюсе, а это критично важно для мелких команд: ресурсов мало, имени нет, провал ставит крест на студии. Ты же сам делаешь игру - представь, если твой напарник исчезнет. Как дальше подстраивать стиль персонажей, если готовы не все? Как рисовать оставшуюся часть сцен или фонов? Если ушёл сценарист - и то проще подхватить, да даже заново переписать.
И ты не ответил - как бы ты сам реагировал, если бы твои художники слились. Был бы рад? Не думаю! Захотел бы их не то, что обозвать, а покалечить? Вот это запросто, полагаю.
Чему?
> но уже выпустили демо
Уровня фанфика с фикбука
> поучаствовали в каком-то фесте
И?
> хапнули себе в музон Андем
И??
> строчат новости как из пулемёта
И??? Много и быстро - не значит хорошо.
> Других мотивов сыпать личными оскорблениями и намёками на школу
Никто никого не оскорбляет. Пока что.
> И ты не ответил - как бы ты сам реагировал, если бы твои художники слились. Был бы рад?
Искал бы других. Незаменимых нет.
> Не думаю!
Мог бы не говорить, и так заметно.
> Захотел бы их не то, что обозвать, а покалечить? Вот это запросто, полагаю.
Ты мне в голову не залезал, так что не надо решать за меня, пожалуйста.
Чтобы не быть голословным - опыт вот этого парня говорит, что в статье все написано правильно: http://anivisual.net/forum/6-1480-5 Но он дофига ангел просто, раз вкладывал деньги и искал подходы. И честно жаль его. Я видел как тимлиды бились с арт-частью - врагу не пожелаешь.
" и среди них тоже были идиоты. Но почему-то у меня нет никакого желания обзывать их идиотами."
Это чисто одна минута поиска в свежих постах групп по ВН.
Извините, но завидовать в Зелирии можно разве что абсолютному хладнокровию команды и тому, что они не сливаются, но никак не качеству исполнения. Грубый юмор, слабый текст - и при этом полное отсутствие скромности. Вы не замечаете, как это выглядит со стороны? Люди говорят: мы круты! Смотрите, мы наклепали мерча, съездили на фест, а ищо у нас Андем! А ищо у нас сайт! (На котором с момента создания висит фраза "“living” characters with unique characters", почти что классика, достойная института белок). И вот это вот грудь колесом делали-делали, а как дошло до дела - выдали что выдали. И продолжают сидеть и глядеть сверху на остальных, вместо того, чтобы начать исправлять ошибки и реально становиться лучше. "Смотрите, мы круты!" Нет. Не круты. Еще не круты. Крутость надо заслужить.
К этому в первую очередь прикладывают свою руку нерадивые гейм-дизайнеры, тимлидеры, не способные довести проект до банального завершения из-за проблем уровня «МОТИВАЦИЯ КОНЧИЛАСЬ, НЕ ХОЧУ ПИЛИТЬ». Покажите мне хоть один проект, который делали уникальные и талантливые люди и который скопытился из-за одного только ублюдка-художника, который взял и бросил это дело, а уникальная и талантливая команда не смогла найти ему замену.
И да, добро пожаловать на лессе-фер-рынок художников. Здесь никто никому ничего не должен, пока нет какой-либо предоплаты. Художник промолчал — он переоценил свои силы, согласившись вчера на участие, ему не понравились концепты, — плевать, он не обязан что-то кому-то объяснять. Работа или нет, но реальность такова, что это действительно ребята творческого склада со своими тараканами в голове, со своими заскоками и своими требованиями к заказчику и заказу. Ещё раз повторюсь, это свободный рынок, свободный настолько, что никто никому ничего не должен, пока в деле уже не задействованы какие-то там деньги.
Ну и если к теме оскорблений: идиот — человек с крайне низкой социальной способностью и низким интеллектом. Вполне можно сказать, что большая часть художников на рынке некомпетентна в вопросах долгосрочной оплачиваемой работы — но это не делает их идиотами, а только выставляет автора подобного высказывания как некомпетентного в вопросах общения с аудиторией. Как было сказано ниже, «если у вашей пиарщицы-социофоба хватает смелости выпускать из клетки подобного персонажа - она плохая пиарщица, честно». Я уж молчу про гордое «Я ЛУЧШИЙ В КОМАНДЕ».
Как мне кажется, нужно искать не столько художника, сколько человека. На хорошего человека можно положиться. Думаю, все уже поняли, к чему я веду)
ЗЫ Зная, какую у вас текст, я понимаю слившихся художников.
Я сам не работал с художниками, но хорошо знаком с геймдевом. И по отзывом тимлидов, работодателей и прочих причасных... то, что в статье - это ещё сдержанно и вежливо! Всё очень плохо... *dolan.jpg*
Но повырываю из контекста, бомбит от вас.
>Всем привет! Позвольте представиться, я Хамки – самое высокоразвитое существо в этой команде. Им же ничего доверить нельзя, всё приходится делать са… ШОКОЛАДКААА!
Если у вашей пиарщицы-социофоба хватает смелости выпускать из клетки подобного персонажа - она плохая пиарщица, честно. Ищите новую.
>просто успел за свою долгую жизнь поиграть в несколько десятков (ладно, сотен...) визуальных новелл – начиная с японской «классики», кончая весьма посредственными поделками из серии «недоделанное демо от ру-разработчиков».
Я бы ему не верил. Человек с таким багажом не стал бы участвовать в подобном цирке.
> А теперь подробнее о том, почему 95% из них – идиоты
А я думаю, что вы.
>Вы взялись делать работу за деньги – и должны сделать её хорошо.
Они тз делали, ало.
> Собственно, я не хочу сказать, что нормальных художников нет. Они есть. Но их немного, и большинство уже плотно устроены, ибо спрос на них огромен.
Собственно, я не хочу сказать, что нормальных виноделов нет. Они есть. Но их немного. И это не вы.
Эта шутка мне настолько понравилась, что я ее у Вас украду) Спасибо)
Вы со сколь-нито серьезными сценаристами сталкивались? Посмотрел бы на художника/кодера, которому сказали бы написать сценарий с 2+ сюжетными линиями помимо основной.
@
НЕ РАЗБИРАТЬСЯ В ТОМ, ЧТО ТАКОЕ РИСОВАНИЕ И АРТ-БЛОК
@
ЖАЛОВАТЬСЯ, ЧТО С ТОБОЙ НЕ ХОТЯТ РАБОТАТЬ
Ha-ha, classic
Ну и выше уже сказали, тз - это не "работа", это тестовое задание. Яйцо - не курица, как говорится.
И не очень понимаю, почему народ ссылается на качество самого проекта, когда как к статье он имеет весьма посредственное отношение.