Буквально пару дней назад на Летодайджесте вышла заметка о "Замке из песка", где новелла, видимо, с лёгкой руки Конаты (впрочем, утверждать не буду) названа артхаусом. И всё бы хорошо, но использовать этот термин в данном случае — всё равно, что надеть на голову корону из Бургер Кинга, подойти к английской королеве и сказать: "You know, I'm something of a royalty myself!". Так сказать, век при дворе, и сам немного царь.
Скажу сразу: я не пурист. Меня никогда не интересовали споры, является ли новелла кинетической или нет, если в ней один выбор, который ни на что не влияет, меня больше интересует семантика, чем формальные признаки, и я бы хотел поговорить об артхаусе именно с этой точки зрения.
Так вот. Даже если брать артхаус в самом широком смысле, уже забив на то, что в основном этот термин применяется к кинематографу (так как "хаус", который "арт", это буквально здание, где крутят фильмы), даже если включить сюда всё, что можно, основной характеристикой авторского/независимого кино и не кино будет работа с культурными кодами. И это ключевой момент.
Я сознательно упрощаю сейчас картину, поскольку, если этого не делать, пришлось бы писать монографию, но, если вкратце, то объектом любого современного искусства является оно само. Кино, литература, картины, музыка — все эти вещи в своих маргинальных (в противовес мэйнстримным) проявлениях работают с тканью себя же. Даже Бунюэль, даже "Святая гора", даже "Сербский фильм" — смысл там не столько в эмоциях, которые испытывает зритель, сколько в обсуждении самих художественных средств.
Всё современное искусство уже давно ушло от изображения человека и сейчас колеблется где-то в районе изображения изображения человека, и это нужно очень хорошо понимать. Пост-мета и прочие префиксы иронии в академических кругах возникли в силу мнения специалистов, что культура начинает терять даже изображение изображения. Чтобы пройти этот путь, понять, почему и как это произошло, недостаточно посмотреть грустное анимэ, недостаточно вставить отсылочку на Паланика, недостаточно просто плохой концовки. Все эти приёмы были актуальны для сентиментализма, которому фактически двести лет в обед, и автор, который в принципе замахивается на что-то серьёзнее, чем школьное сочинение, должен понимать, что он держит в руках и как использует это в контексте времени.
Если вы вводите говорящие имена или фамилии, вы должны понимать, что это классицизм: Простаков, Стародум, Правдин, Цыфиркин, Вральман. Здорово, что вы добавили семантики именам персонажей, но литература уже как бы продвинулась чуть дальше. Возможно, если бы персонажи противопоставлялись собственным именам, это было бы чуть интереснее: см., например, Дедала у Джойса, но даже это не сделало бы произведение артхаусом.
Почему? Потому, что сюжет в артхаусе — это всегда указание на что-то ещё, и это "что-то ещё" — это что-то в самом искусстве/культуре. Повторюсь, модерновое (в прямом, а не в терминологическом смысле) искусство давно перестало интересоваться частным человеком как таковым, поэтому, если в произведении нет глобальной метафоры, это не артхаус, просто потому, что оно не рассматривает темы модернового искусства и не вступает в диалог с его средствами выражения (про диалог я, кстати, много и долго разорялся в других местах). Чтобы реализовать это "указание на что-то ещё" нужно хотя бы что-то об этом знать, хотя бы попытаться проникнуть в актуальные культурные потоки, недостаточно быть грустненьким и написать историю про больничку.
Ну и, чтобы как-то завершить всё это на какой-то мажорной ноте. Ругаю ли я по итогу "Замок из песка"? Нет, ни в коем случае. Хочешь писать грустненькие истории про больничку — да пожалуйста. Единственное, чем стоило бы заморочиться, это немного внедриться в смысл произносимых слов.
Комментарии к записи: 34
занимающемся выпуском артхаусной литературы..."
Во-вторых, не Коната, а gooodboring + raneri первоначальные авторы новеллы. И они нигде не утверждали, чем является их история.
В-третьих, вы так и не рассказали, что понимаете под артхаусом. А учитывая, что не смогли даже внятных примеров артхауса в ВН наскрести, то сами не сильно лучше разбираетесь в терминологии современного искусства.
В следующий раз убедительная просьба лучше проверять факты. Дискуссию продолжать я не намерен.
P.S.: Кстати, недавняя новелла про козаков — це артхаус или призыв к насилию?
Как отметил Хемуль, работы Икуку — идеальное воплощение представления об "артхаусной новелле", но икукуновеллы цитируют, переосмысливают, отсылают к все тому же сложному немассовому кино. Это — не производная жанра ВН, а новеллизация кинематографических артхаусных канонов. В любом случае, примеров артхаусной новеллистики масса — ПМКМ с первого джема, Мегалит со второго, Августин с четвёртого, вышедшая на консолях Серость, My Name Is You Никиты Кафа, в конце концов, основополагающая работа Unusual Meaning, Divine Emergence: REtake.
Что до "Замка", в объективные критерии артхауса новелла вряд ли вписывается, но этот проект в первую очередь тезис, авторское высказывание, а не грустная история про больничку. Наличие/отсутствие стрежневого, первостепенного авторского тезиса и отличает артхаус от попа в глазах читателя — отсюда и заголовок статьи ЛД.
Во второй половине аспотовской статьи я совершенно потерялся, поэтому перегружать свой комментарий демагогией не стану. Отмечу лишь, что Замок — новелла в какой-то степени атипичная для студии, но при этом сохраняющая преемственность нашего творческого курса. Вот вн, действительно выбивающаяся из ряда прочих проектов — "Моя непыльная подработка...", из маркеров артхауса там разве что открытый финал
"Произведения, не рассчитанные на широкую аудиторию" — категория неоднородная. Есть трансгрессивное искусство, рассчитанное на узкий круг специалистов, а есть определённый спектр вещей, которые можно приблизительно описать как "нахрен никому не нужно", например, работы Икуку.
Не существует такой вещи, как "новеллизация кинематографических артхаусных канонов", у кино существует собственный специфичный для него язык, просто потому, что кино делается с помощью камеры, а новеллы — нет. То, что вы называете новеллизацией — это примерно то же, что облачка с надписями "БАХ!" в комиксах. Я понимаю желание поставить себя на одну полку с кем-то великим, но то, что вы утвержаете, субстанционально неверно.
Но смысл статьи даже не в том, что термин применён к неподходящей области, а в том, что он не работает даже как метафора по причинам, описанным в тексте. Все те вещи, которые выглядят странненькими, и являются не более, чем странненькими, это не "маркер артхауса", а просто диковинка, как правило, одноразовая. В литературе уже накопилась масса достижений, которые, видимо, совершенно неизвестны массовой аудитории, и открытый финал — далеко не самое значимое из них. Чтобы понять масштаб произведения, нужно смотреть на круг затрагиваемых тем, то, насколько глубоко и полно они раскрыты и как художественные решения автора соотносятся с современным ему литературным процессом. Если автор написал что-то, что оказалось сном собаки, без прочих факторов это не более, чем курьёз.
Можете не читать дальше
В LMR не играл, но краем уха слышал, что никакой а е с т е т и к и там нет, просто стандартная анимешная Япония, значит, никакой это не рок-н-ролл.
Так понятнее? Или опять пост не читай, сразу отвечай?
А что касается тебя... чувак, ты - не рок-н-ролл.
понятием "панк": в какой-то период времени так называли что угодно.