Концептуальный ум
Концепт-арт довольно молодое и активно набирающее обороты направление в искусстве. Его суть в изобретении пока еще не существующих в реальной жизни образов.

Нужда человека в свежих идеях и новой визуальной информации частично обусловлена ростом потребности в развлечениях(и частично ухода от жизненных проблем в другую, более привлекательную реальность). И чем больше в жизни человека появляется нового , тем быстрее оно устаревает и становится скучным , а значит требуется новая доза более инновационного , будораживающего арта. Если раньше человек мог получать удовольствие от созерцания морского заката а телевизором служил настенный гобелен, то современному человеку требуется нечто более "спец-эффектное". Природа уже не в состоянии насытить ум удовольствием и мы идём в кино или играем в компьютерные игры чтобы утолить свой голод. Перед концепт художником стоит не простая задача - придумать нечто новое, цепляющее и без того перекормленный информацией ум обывателя. Это конечно в идеале. В реальной же работе вы быстро столкнётесь с тем , что инновации вызывают интерес у кого угодно , но только не у ваших заказчиков. Не каждый заказчик будет рисковать и требовать от вас уникальных идей , скорее наоборот, от вас будет требоваться рисовать уже опробованные(приносящие реальные деньги) варианты. И эти варианты так же необходимо изучать и уметь производить.

К слову сказать , абсолютно новые идеи появляются довольно редко , и получают распространение только тогда , когда зритель созрел к их восприятию. Большая же часть художников мусолит одни и те же популярные на сегодняшний день образы, немного меняя их обёртку. И это не плохо и не хорошо. Это - естественно.

Людей выходящих за рамки стандартного мышления иногда называют гениями, но чаще всего сумасшедшими , так как их идеи не находят понимания у людей. Стараться выйти за рамки условностей и стереотипов (по сути сойти с ума) безусловно полезно, но крайне важно обернуть своё расширенное сознание в понятную для нынешнего человека упаковку. Иначе ваша работа не принесёт ни вам , ни кому-то еще никакой пользы.

"Красота в глазах смотрящего" (Оскар Уайльд)


Некоторое время назад , один мой хороший знакомый (Виктор Сурков) придумал схему, на которой наглядно можно проследить уровни вдохновения. Мне она понравилась , но я её немного переосмыслил. Предлагаю ознакомиться с оригиналом, чтобы картина была полной.

Так на высшем уровне находится неисчерпаемый источник первоначальных идей. Это не какой-то сверхмозг который летает где-то в космосе, а вся наша жизнь с её радостями и печалями, любовью и ненавистью. Если в нас раскрыта способность видеть красоту во всех вещах, ситуациях и переживаниях , мы сможем её(красоту) увидеть (без всякой сентиментальности) и в утренней росе , и вонючем бомже на помойке. Вся наша жизнь превратится в постоянный и неиссякаемый источник вдохновения и идей. Однако у большинства из нас доступ к подобному мироощущению закрыт. Закрыт он отчасти из-за того , что мы не хотим замечать того, что как нам кажется не имеет к нам никакого отношения. Мало кто понимает , что окружающая нас реальность , вся без исключения , имеет к нам самое непосредственное отношение. Потенциально, каждый человек имеет связь с этим источником и один и способов выхода на него - естествознание, изучение природы, изучение себя и своего сознания.



После высшего уровня , идут условные уровни развития этого первичного вдохновения. Чем дальше от источника , тем более грубые и попсовые

Попробуйте встать завтра рано утром и просто понаблюдать рассвет. Не стоит при это вымучивать из себя эпитеты вроде: "как прекрасен этот рассвет!" или "ах , какое потрясающее сочетание красок!". Вам не обязательно восхищаться им, вы просто смотрите на него. Попробуйте посмотреть на мир без оценок и клише. Проверьте что вы увидите или почувствуете. Быть может вы найдёте нечто , что тронет вас до глубины души и вам захочется передать это в рисунке.

Ум


Чтобы научиться что-то придумывать ,мы должны разобраться в механизмах творческого процесса. Одним из важнейших элементов в этой системе является наш ум.

Есть такая поговорка "мы то, что мы едим". Весь наш организм строится из тех элементов , которые содержатся в потребляемой нами пище. Если пища испорчена , её слишком много или мало , то и наш организм меняется соответствующим образом. Так как мы постоянно что-то едим - мы ежесекундно изменяемся. Фрукты и овощи мы едим чтобы поддерживать здоровье тела , а информационную пищу(фильмы, музыка, общение, запахи и т. д. ) для поддержания и развития ума и психики.

Наш ум можно представить в виде котла , в котором варятся всевозможные мысли, идеи и образы когда-то нами съеденные и теперь активно там перевариваемые. Не считая отдельных случаев интуитивных озарений и божественных вмешательств , в наш ум не проникает никакой информации кроме той , что мы сами туда вложили. По сути от нас самих зависит как и о чём мы будем мыслить, на сколько широко будет наше мировоззрение , а значит и фантазия.



Так же как и продукты питания , информация может быть полезной , бесполезной и даже ядовитой. В наше время особенно важно следить за тем что за информацию вы потребляете. Если её не фильтровать то, очень скоро ваша голова превратится в унитаз , куда сливается всё подряд. Вся полезная и важная для хорошей жизни и работы информация будет смешана с ТВ рекламой , сплетнями , интригами, всякими ненужными новостями и подробностями чужой жизни. Подобный ментальный мусор мешает жить и трезво мыслить , во вторых накапливаясь , он меняет всё вокруг в худшую сторону и со временем из этой помойки становиться очень трудно выбраться не только вам, но и всем окружающим. Рождаясь , человек начинает впитывать в себя окружающий его мир, и можно провести аналогию с игрой Катамари.

Для начала нужно определить для себя - что вам важно , а что нет. И как только вы начнёте следить за своим умом и фильтровать входящий поток информации, он постепенно будет очищаться и в идеале станет сверхмощным инструментом не только для рисования но и для жизни в целом.

Привычки ума. Предрассудки.


Люди бывают очень разные : рассеянные , жадные , добрые , волевые, хитрые и т. д. Одним словом - характер , этот тот самый бульон , который люди постоянно варят у себя в голове. Что самое интересное , мы совсем не спешим менять набор его ингредиентов , даже если нам предложат более вкусное и полезное меню. Связано это с нашими древними инстинктами, в частности с инстинктом самосохранения и "стадным чувством". Один раз попробовали и "не погибли" значит это безопасно, значит и в следующий раз можно сделать так же. Так ум постепенно запоминает что можно , а что нельзя и к старости большинство из нас имеет жёсткую схему поведения и ход мыслей. Пожилым людям очень трудно что-то поменять в своей жизни, сказывается тотальная окостенелость ума. Любая перемена становится мучением , потому что думать костью очень неудобно.

Интересные мысли о предрассудках изложены в книге Эрнста Гомбриха ,"История искусства":

"Нет большего препятствия для наслаждения великими художественными творениями , чем наша неготовность отказаться от предрассудков. Картина , изображающая привычный мотив в непривычной манере, нередко осуждается как "неправдоподобная". Чем чаще встречается в искусстве определённый сюжет, тем неколебимее наша убеждённость что он должен изображаться всегда по одной схеме. Особенно легко возгораются страсти по поводу библейских сюжетов. Мы все хорошо знаем , что в Священном писании ничего не говорится о внешности Иисуса, что Всевышнего вообще нельзя представить в человеческом облике, что ставшие для нас привычными образы впервые были созданы художниками - и всё же находятся люди, считающие святотатством любое отступление от традиции.

На самом же деле самые необычные картины на темы священной истории были написаны как раз теми художниками , которые читали Библию с наибольшим вниманием и благоговением. Именно они, забыв обо всем ранее виденном, напрягали своё воображение и, стараясь представить себе, как младенец Христос лежал в яслях , когда пастухи пришли поклониться ему, и что происходило , когда неизвестный рыбак начал проповедовать Слово Божье."

История произошедшая с итальянским художником Караваджо, смелого новатора , работавшего около 1600 года.(Цитата из той же книги).

"Он получил заказ написать святого Матфея для алтаря одной из римских церквей. Нужно было изобразить святого за писанием Евангелия вместе с вдохновляющим его ангелом, чтобы показать божественное происхождение евангельского текста. Караваджо, молодой художник, наделённый богатым воображением и неуступчивым нравом, долго обдумывал сцену, в которой престарелый, бедный трудовой человек, простой сборщик податей, вдруг садится писать книгу. Он так и написал Святого Матфея (чёрно беля картинка) - лысым стариком с запыленными босыми ногами, неловко держащим большой том, наморщив лоб от напряжения в непривычном для него занятии. Юный ангел , будто только что спустившийся с небес, мягко направляет натруженную руку Матфея, как это делает учитель обучающий ребёнка письму. Когда Караваджо представил картину в церковь , для размещения её в алтаре, люди были шокированы, усмотрев в ней непочтительное отношение к святому. Картину не приняли и художнику пришлось начинать заново. На сей раз он решил не рисковать и строго придерживаться общепринятых представлений о том, как должны выглядеть ангел и святой(картинка справа). В результате получилась хорошая картина, поскольку художник постарался сделать её живой и интересной, но всё же ей не достаёт той прямоты и непосредственности , которые отличают первую."



Художники изучающие рисование в институте или по книжкам сталкиваются с кучей предписаний относительно пропорций , выбора цвета , и т. д. Со временем эта информация рискует надолго въесться в ум и благополучно зацементироваться там. В итоге люди начинают штамповать одно и тоже без попыток сделать шаг в сторону. Особенно страдают в этом плане концепт-артеры , которых долг призывает постоянно выдумывать новые вещи , а ум категорически этого не одобряет. Такую картину можно предотвратить , если приучить себя к постоянным экспериментам с формами , не бояться ошибиться, и постараться отключать шибко умную и логичную голову во время процесса фантазирования. Все мы , сами того не замечая, живём в мире принятых условностей и стереотипов. И наша первоочередная задача эти условности хотя бы научиться видеть, а затем их использовать (здесь я написал немного об этом)! Есть куча различных медитационных техник для работы с умом , которые позволяют повысить его работоспособность и гибкость , чтобы смотреть на мир не сквозь шаблоны и условности , а чтобы видеть вещи такими , какие они есть на самом деле.

Всё это я говорю для того , чтобы было понятно, что наш ум без должного контроля является главным источником проблем и его дрессировка - первоочередная задача не только художника , но и человека.

Некоторые советы по фантазированию:


1. Что-то придумывая , не ограничивайте себя никакими рамками. Не стоит сужать бесконечную вселенную до размера вашей закомплексованности. Фантазирование не требует от вас никаких навыков в рисовании ни специальных знаний. Любой ребёнок может придумать огромную вселенную , не умея толком даже говорить.

2. Зарисовывайте свои идеи общими каракулями, так , чтобы вы не отвлекались на детали и не прибивали себя к конкретике. Каракули позволяют фантазировать в динамике. А так же в них заложена фантастическая неопределённость, а значит вы сможете нарисовать то, что никогда бы не нарисовали в трезвом уме и рассудке.

3. Вокруг вас постоянно находится куча разнообразных предметов - используйте их и их формы для фантазирования.

4. Никаких правил и никаких законов не существует - вы Творец !



Память


Постоянно рисуя "из головы" мы рискуем застрять в своём мирке и отрезать все пути к развитию. Чтобы не рисовать одно и тоже , нам важно научиться грамотно работать с тем , что у нас уже есть, то есть со своей памятью и периодически напитывать свой ум информацией извне, закладывать в него свежий строительный материал для фантазии. Некоторые советы по работе с памятью:

1. Прежде чем что-то подсмотреть в книге или в интернете , сперва изобразите это по памяти. Вспомните всё что только сможете (использование памяти тренирует её !). После этого посмотрите на референс и сравните. Вы тут же увидите что именно вы забыли или помните неверно. Если сразу использовать фотографии , то вы практически ничего не отложите себе в память.

2. Желая что-либо запомнить - рассматривайте это с интересом. Память так устроена , что чем нам интереснее предмет , тем мы более к нему внимательны и тем проще его вспомнить.

3. Память работает только тогда, когда мы её постоянно используем. К сожалению в настоящее время мы больше доверяем компьютерной памяти и по этой причине практически разучились пользоваться своей собственной. Нам уже трудно запомнить даже свой номер телефона или собственный адрес , да это и ни к чему , ведь всё сохранено в телефоне или на компьютере. Поэтому постарайтесь понемногу избавляться от привычки хранить информацию на жёстких дисках, ваша голова в миллиарды раз вместительней и удобней в использовании.

4. У нашей памяти поистине нет границ. Более того, хотим мы того или нет, в память откладывается каждый момент нашей жизни. Но легко вспомнить удаётся лишь то, что привлекло наибольший интерес и внимание. Память можно и нужно тренировать. Если вам хочется развить память , советую почитать книгу Уильяма Аткинсона "Память и её развитие". там даётся много забавных упражнений тренирующих память. По своему опыту могу сказать, что немного потренировавшись я смог легко вспомнить огромную гору хлама в подсобном помещении. И не просто вспомнить, а до мельчайших деталей воспроизвести всю картину целиком.

Референсы


Любая идея имеет своё постепенное техническое и визуальное развитие. Она как живое существо - постепенно эволюционирует и подстраивается под современный мир и его потребности. И если суть у неё остаётся не изменой , к примеру колесо всегда остаётся колесом , её форма и качество довольно сильно меняются. Если бы этого не происходило, нынешние люди ездили бы на автомобилях с каменными колёсами и летали бы на птеродактилях (аля Фред Флингстоун).





Как правило резких скачков в дизайне не бывает , и одна идея живёт и развивается долгое время. Это связано и с появлением новых материалов и технологий производства , и с нашими потребностями. При этом что-то совсем новое появляется достаточно редко и не всегда принимается обществом на ура. В основном мутируют уже принятые и проверенные людьми идеи, создаются миллионы вариантов по сути одних и тех же вещей. Так вот для того чтобы не изобретать то , что уже давно изобретено , а двигаться дальше , нужно ориентироваться в том , что уже есть и стараться двигаться дальше. В этом нам помогают референсы.

Хотя референсы очень сильно помогают в процессе придумывания образов, они не сделают за вас вашу работу. С ними нужно уметь грамотно работать и я хочу предложить вам несколько советов:

1. Соберите как можно больше информации по вашей теме. Исследуйте различные варианты одних и тех же идей с разных сторон. Не жалейте на это времени, так как это фундамент будущего "дома".

2. Поместите весь собранный материал так , чтобы он постоянно был у вас перед глазами , и вам не приходилось бы постоянно куда-то лазить. Можно распечатать рефы и повесить их на стену напротив. Если вы работаете на компьютере , то создайте один большой файл сразу со всеми картинками.

3. Когда работаете на компьютере , помещайте собранные реф файлы там же , где хранится рабочий файл с картинкой. Это сильно облегчит вам поиск материала в будущем.

4. Больше поиска, больше быстрых набросков. Лично я никогда не останавливаюсь на первом получившемся наброске, а рисую пять шесть различных эскизов. Поверьте , первые скетчи всегда хуже и скучнее. По сути , это пена плавающая на поверхности вашего умственного бульона и лучше от неё избавиться.



И еще один совет: чтобы нарисовать лошадь, про неё не надо читать или очень долго о ней думать, на неё надо просто смотреть.



На картинке сверху показана примерная схема работы с референсами. Помните , что перед тем как лезть в интернет, сначала проверьте что у вас есть в голове. Достаньте уже имеющиеся у вас знания , поверьте у каждого из нас там целая сокровищница. После того как вы выпотрошите свою память, обратитесь к рефам и дополните ваши образы свежими деталями. Взрыхлив свой ум и напитав его тематическими образами, вам будет гораздо проще составить из них интересный образ.

И еще. Мифические животные , драконы , тролли , инопланетяне, и всякие подобные , выдуманные существа - все они имеют свои реальные прототипы в нашей природе. Даже динозавры , которых никто никогда не видел , были нарисованы на основе ныне живущих животных. Почему так ? Потому что мы можем понять , а значит принять только то , что существует в нашем мире и то , что мы встречали в жизни.

Рельсы.


Так же как и в профессиональном спорте, в рисовании нужно много тренироваться. С каждым разом мы чему-то научаемся и совершенствуем своё мастерство.

Хотя ранее я уже упоминал о привычках ума , думаю будет не лишне еще раз поговорить об этом. С самого раннего детства мы запоминаем различные события и объекты, анализируем их и раскладываем по папкам "опасно" и "безопасно". К примеру яблоко , мячик , дом , семья - всё это безопасно. Ножницы , машина , кипяток , опоздание на работу, шумное метро - могут причинить нам вред или убить. По мере того как мы получаем всё больше опыта , мы научиваемся избегать плохих событий и стараемся как можно больше себя обезопасить. Ключевой момент заключается в том , что различного рода изменения в нашей жизни воспринимаются нашим умом как потенциальная угроза для жизни. Даже если что-то меняется в лучшую сторону - для нас это стресс , так как привычные вещи заменяются на незнакомые, а значит потенциально опасные. Страх сковывает нас, не давая выйти за рамки изведанного и если бы не потребность в пище , комфорте и развлечениях, то сидели бы мы в своей берлоге и носу не показывали.

Всё тоже самое и в рисовании. Мы что-то учимся рисовать , запоминаем это и в дальнейшем повторяем раз за разом получая довольствие от того , что у нас что-то получается , и ум не торопится это менять(ведь все и так хорошо!). Со временем становится все труднее заставить себя рисовать что-то новое, так как у нас рождается свой "стиль". Кто-то начинает думать, что он рожден для рисования "адских демонов" , кто-то - для рисования кавайных шариков.



Вернёмся к образу котла в нашей голове. Каждый раз когда вы собираете референс, вы как бы кладёте эту идею себе в котёл и при необходимости можете использовать её в работе. К примеру вы увидели необычную верёвку или оригинальное крепление и зарисовав их в скетч буке - запомнили. Теперь вы сможете пользоваться подобной верёвкой и креплением, просто доставая их из своего банка памяти.

Другой разновидностью рельсов является мышечная память. Мышцы в теле имеют свойство запоминать повторяющиеся движения. Когда мы маленькие, мы не можем ни нормально ходить, ни держать ложку, но с годами тренировок мы научаемся делать это без проблем. Рисование - это тоже самое что ходьба. Для того чтобы проводить уверенные , лёгкие линии нужна тренировка соответствующих мышц. То есть по сути , вы запоминаете на уровне мышц как проводить красивые линии и потом воплощаете свои идеи без каких либо технических проблем. Однако здесь есть свои подводные камни. Если тренироваться неправильно, можно научиться ходить "косолапо" и писать "как курица лапой" и потом без хирургического вмешательства будет не обойтись. Для того чтобы этого не произошло:

1. Лучше иметь учителя который вовремя остановит и покажет как нарисовать грамотней.

2. Копировать линии, стиль и пластику тех художников , какими вы сами хотели бы стать.

3. Чтобы избежать узости взглядов и подходов, следует рисовать как можно больше разного как по технике ,так и по идеям. Экспериментировать.

Рабочий процесс. Рабочее место.


Начиная рисовать думайте только о текущей работе. Дайте себе установку , что в ближайший час , два или сколько можете , вы будете сконцентрированы на том, что рисуете и как вы это делаете. Пусть это станет самым важным в данное конкретное время. Никаких лишних мыслей , никаких обмозговываний жизненных проблем , никаких телевизоров , интернет чатов ничто не должно вас отвлекать. Ведь по сути все постоянно возникающие мысли не имеют хоть сколь важного значения и если мы будем их игнорировать , мы абсолютно ничего не потеряем. Подобная настройка тренирует ваш ум, и со временем вы будите тратить всё меньше и меньше времени на настройку и получать всё больше и больше удовольствия от творчества. Ваш мозг - инструмент с помощью которого вы выражаете самого себя , и он должен быть остр, свеж и не замусорен всякой бесполезной ерундой.

Рабочее место художника , должно быть чистым , удобным и комфортным. Бардак и грязь на рабочем месте подсознательно сигнализируют нам о каких-то незавершённых делах и постоянно отвлекают. Бывает так , что у вас случилось озарение и вы очень хотите рисовать, но увидев стол заваленный хламом , решаете сперва пойти поесть. Это никуда не годится.

Итак, вы всё-таки разобрали многовековые завалы и готовы работать. Теперь надо добиться , чтобы у нас перед глазами быть лишь та информация , которая относится к работе. Так , если мы работаем над концептами рыцарей , то хорошо иметь перед собой широкий набор референтов с соответствующей тематикой. Во первых это в разы ускорит вашу работу , во вторых вы будите меньше уставать , так как практически всё что вам нужно будет перед глазами и уму не придётся изобретать корявых велосипедов.

Отдых.


Всякому человеку требуется достаточное время для отдыха. И если кому-то кажется что художник не может устать так же как боксёр после боя за титул , то он глубоко ошибается. Разница лишь в том , что если боксёр физически ощущает слабость , то усталость художника имеет психическую природу и тут можно не сразу догадаться , когда стоит отдохнуть. Психическое истощение может накапливаться днями и месяцами , и без отдыха приводит ум , а значит и тело в плачевное состояние. А раз так , то и отдыхать надо качественно.

Во первых от долгого сидения в одной позе , а художники часто это практикуют, мышцы спины и шеи очень сильно устают и со временем становятся деревянными. Кровь в них плохо течёт , соответственно мозг плохо подпитывается кислородом. В итоге мы сидим и тупим , а это первый сигнал для отдыха ! В идеале надо обязательно заниматься физкультурой , особенно хороши йога и плавание. Это дисциплины где вы не напрягаете мышцы(как в тренажерном зале), а наоборот расслабляете их.

Во вторых глаза у нас не электронные и сильно устают когда мы пол дня смотрим в одну точку. Здесь надо быть внимательными и иметь привычку давать отдых глазам. Есть разные упражнения для глаз , найдите себе подходящие.

В третьих ум , хотя и не так быстро , но тоже устаёт от постоянного напряжения и требует отдыха. Отдыхает ум во сне и особенно когда ничего не снится.



Суть:


Так и получается , что у одних людей фантазия богатая и живая , у других скудная и однобокая. Вывод напрашивается сам собой: смотреть , слушать ,нюхать и даже трогать нужно только то, что вы действительно хотите в себя впитать. Нет смысла просиживать сутками на арт-сайтах изучая ширпотребные картинки , всё это лишь засоряет ваш ум. Вдохновляться , пропитываться следует только самым лучшим , самым гениальным и совершенным. Изучайте настоящих мастеров, классиков , гениев и бегите от дилетантства и халтурщицы.

Концептер вынужден смотреть много арта чтобы его ум постоянно расширялся.

Иногда может казаться , что постоянно появляется куча абсолютно новых идей. Но если посмотреть повнимательнее, то мы поймём , что нечто подобное в том или ином виде уже когда-то было. Углубляясь в вопрос, мы заметим , что совершенно новые идеи появляются раз в сто лет. Основная же масса "нового" - это вариации уже существующих.

Мы живём в замкнутом мире , где абсолютно всё влияет на всех и каждого. И здесь не может быть "что-то своё" отдельное от всех. Любая мысль - это лишь реакция на окружающий мир , по сути мы и сами являемся этим миром и всё что мы делаем с душой - это уже великое творчество ))

Те , кто вдохновляется только чужими работами, не видят что вокруг разбросаны настоящие сокровища, которыми правда нужно уметь пользоваться.

Чтобы придумывать , достаточно просто открыться для мира , посмотреть что он нам предлагает ! Во первых природа - огромнейший источник вдохновения. Во вторых уже существующие придумки разных людей. Нужно всё смотреть и изучать , вливаться в общий поток творчества. Нет смысла ставить на своих картинках бирки "это придумал "Я". Без всего окружающего мира "Я" всего лишь пустышка.

Нашу жизнь имеет смысл изучать только комплексно , потому что всё влияет на всё. Нельзя к примеру понять как работает автомобиль, заглянув только в багажник. Поэтому рисуя , мы познаём мир, а так как мы часть мира , мы познаём самих себя.

Алексей
Оригинал статьи взят отсюда: Оригинальная статья


Автор материала: Katruna
Материал от пользователя сайта.

Творчество 05.06.2021 1280 Katruna 4.3/13

Комментарии (2):
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
0
1 Хемуль  
87473
Неплохо бы и под статьями лайки ввести.

0
2 DevilGuy  
504810
Мне эта статья напомнила коуч-курс о позитивном мышлении. Правда здесь есть значительное преимущество, за полученную информацию не надо отстёгивать 500 000руб какому то коучу с горы.