Сайт Anivisual.net закрыт

Он продолжит функционировать в виде архива. Новые материалы добавлять нельзя.

Сказка о потерянном времени

Сказка о потерянном времени

Снизу будут спойлеры — и не говорите что вас не предупредили.

На фоне прямо сейчас выходящего обновленного аниме по новелле Когда Плачут Цикады очень хочется затронуть тему, на которую, так или иначе, высказывается практически каждый человек, знакомый помимо сериала ещё и с первоисточником. И тема эта печальная — урезание сюжета. Бездушные продюсеры и менеджеры огромными кусачками вырезают из новелл огромные куски сценария, целые сцены и арки! И всё это — чтобы подешевле снять да побольше заработать!

Да что уж там, даже в нашем западном мире чтобы снять фильм или сериал (даже если он неплохой) очень часто приходится закрывать глаза на добрую часть первоисточника, а кое-что вообще додумывать из головы. Самый яркий пример этого — фильм Бегущий по лезвию (тот который старый), в котором на сюжет книги Филиппа Дика 'Мечтают ли андроиды об электроовцах' забили чуть более чем полностью (получилось кстати лучше чем в первоисточнике).



Так уж исторически сложилось что визуальные новеллы, манги, аниме и прочая японщина находятся в одном коммерческом пространстве, и очень любят плавно перетекать из одной своей ипостаси в другую. Успешные новеллы обрастают экранизациями разной степени качества, на основе сериалов рисуются манги, а уж сколько фигурок и прочего ширпотреба выпускается на основе всего вышеперечисленного — трудно себе представить.

Однако несмотря на то что 3 этих элемента находятся вместе и часто связанны между собой, их партнерство вряд ли можно считать равноправным. И поскольку живём мы с вами в мире коммерции, то мерилом всего можно спокойно считать деньги — как зарабатываемые, так и затрачиваемые на производство продукта.



Безусловно, создание полноценного аниме сериала стоит несоизмеримо больше чем рисование манги и кодинг ВН. Это вынуждает всех ответственных за проект экономить буквально на каждом шагу создания экранизации. Страдает не только сценарная часть, но и, например, анимация — я думаю что мы все одинаково ненавидим сценки, когда персонаж разговаривает, и единственным что движется на картинке является его рот. Никакой мимики, никаких жестов, просто открывание и закрывание рта. И я точно знаю, что вас как и меня бесят видимые глазом просадки кадров в секунду, потому что рисовать каждый кадр очень затратно.

В оправдание хочется сказать, что очень часто создатели аниме оказываются зажаты в строгие рамки бюджета, которые только сужаются с каждой новой выпущенной серией. Экономия, увы, стала неотъемлемой частью производственного процесса любого сериала.

Но мы немного отошли от темы. В этом разборе хотелось бы рассказать о большой проблеме на конкретном примере, и заодно понять, что представляет из себя новенький сериал. Так давайте же окунёмся в прекрасный мир.....

Математики.

Глава 1. Математика.

Начнем мы своё сравнение с сериала 2007 года. На сайте Anivisual время прохождения обеих глав Цикад — Главы Загадок и Главы Ответов — имеют очень внушительную плашку 'более 50 часов'. Сама новелла поистине огромная, и мы с вами уже понимаем, что для аниме пришлось удалять огромные куски сценария.



Сериал 2007 года, состоящий из 2 сезонов имеет суммарно 50 серий, по 22 минуты каждая (на самом деле 25, но опенинг и эндинг мы не учитываем).

Проведём простое вычисление — чтобы посмотреть сериал от корки до корки нам потребуется 50*22=1100 минут или 18.3 часов. Вы уже можете сравнить цифры и платочком вытереть пот со лба — аниме длится в 5.5 раз меньше чем ВН, а создатели буквально вырезали почти 82% изначального сценария. Казалось бы, ситуация уже ужасная...

Но постойте
Это ещё не всё.
На самом деле, всё ещё хуже.


Давайте проведем небольшой эксперимент(это не обязательно, можете спокойно читать дальше на моём примере). Возьмем кусочек любого литературного произведения, подойдёт тот же 'Евгений Онегин':

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!


Возьмите секундомер, и измерьте 3 отрезка времени:
1) Засеките как быстро вы про себя прочитаете стих. Спешить не нужно, читайте в своём ритме. У меня это заняло 9 секунд, у вас может быть другая цифра.
2) Засеките как быстро вы сможете прочитать этот стих вслух. Читайте без выражения, как можно быстрее. Я управился за 15 секунд.
3) А теперь засеките время чтения этого стиха с выражением. Соблюдайте знаки препинания, играйте голосом и так далее. Я управился за 27 секунд.

Я думаю вы уже начали понимать где собака зарыта. В ВН вы потребляете гораздо больший объем информации за гораздо меньшее время. Одновременно с этим, когда вы слушаете или смотрите аниме, где актёр должен произносить реплики с экспрессией, вы начинаете со страшной силой буксовать. В моём случае один и тот же текст я прочитал в 3 раза быстрее чем проговорил. (Из-за этого я кстати не люблю голосовые сообщения — вы просто тратите время собеседника потому что вам лень писать).

Таким образом у нас получается невесёлая картина — мало того что аниме в принципе короче новеллы, так ещё и каждая секунда новеллы в аниме растягивается в 3 раза. Те 1100 минут которые мы с вами потратили на аниме мы могли бы осилить в 3 раза быстрее — за 367 минут, или за 6.1 часа.

А теперь давайте оценим, какой огрызок остался от изначального сценария. 2 главы читаются за 100 часов. Сухой сценарий аниме — за 6.1 часа. Таким образом из изначального сценария новеллы вырезали чудовищные 93.9%

Глава 2. Аналитика.



Но перед тем как писать жалобу в МинКульт Японии давайте разберемся что конкретно вырезали. Всё-таки аниме явно не представляло из себя набор скомканных сцен, там была какая-никакая цельная история.

Во-первых, были убраны обильные размышления главного героя обо всём на свете. По сути дела нам, как зрителям аниме, оставили только те сцены где персонажи о чем-то разговаривают, тем самым удалив больший кусок новеллы. И даже внутри этих сцен вырезание мыслей ГГ после каждой 2 реплики сильно укоротило аниме в размерах. Более того — в отличие от новеллы, где очень часто локацию с персонажами приходится описывать словами, в аниме можно всё взять да показать. Таким образом мы удалили огромный кусок первоисточника, а зритель не особо-то и заметил.



Во-вторых, что уже более серьёзно, многие сцены были сильно укорочены. Все ключевые сцены новеллы в основном были сохранены, за счёт чего аниме 7 года и смотрится как единая цельная картина, однако читавшие оригинал сразу подметят несоответствия. Там подрезана сцена разговора, здесь во время того как главные герои идут к храму отобедать они активно общаются друг с другом и мы узнаем больше о деревушке в которой находимся. Не поймите неправильно, это не то чтобы жизненно необходимые сюжету моменты. Если мы как в аниме телепортируем героев в храм — мало что изменится. Но из таких нюансов и создаётся тот дух сельской деревушки в которой мы находимся, через эти сценки создаются отношения между персонажами. Именно поэтому концовка 1 цикла в аниме выглядит скомкано, и мы не ощущаем вместе с героем того ужаса и паранойи, которая постепенно охватывает его до такой степени, что он битой разбивает головы своим друзьям.



Именно этого эмоционального фона во многом лишено аниме. Крыша у Кейчи начинает ехать уже с середины 2 серии, благодаря чему Мион и Рена воспринимаются буквально как угроза главному герою, и в последней сцене особого сочувствия к ним зритель не испытывает. Это — очевидный минус экранизации, которая ввиду ограниченного времени просто не успевает показать нам историю целиком, где даже глупые перешучивания между персонажами сильно играют на эмоциональный фон.

Глава 3. Обновление



Теперь давайте взглянем на новенький сериал, который 8 октября обзавёлся 2 серией. Я не буду разбирать новую рисовку и картинку — качество безусловно выросло на фоне 7 года. Я хотел поговорить именно о сюжетных различиях, и о том, кто больше сохранил от оригинала — аниме 2007 года, или 2020.

Начнем с самого главного — в отличие от экранизации старого образца, новый сериал и не обещает точь-в-точь повторять сюжет визуальной новеллы. На момент 2 серии расхождения в сценарии уже заставляют в корне пересмотреть взгляд зрителя на основные детали сюжета. Именно поэтому сериал 2020 года это не простое улучшение графики, и даже не попытка более подробно экранизировать новеллу — это полноценная переработка истории, которая (пока что) базируется на первом акте оригинальных Цикад.

Конечно же, самым простым способом сравнить 2 сериала является сопоставление последних сцен в каждой серии. В этом плане сразу становится понятно, что экранизация 2020 года глубже погружает зрителя в мир цикад, и гораздо дотошнее показывает быт пятёрки друзей. 1 серия сериала и там и там имеет примерно одинаковую хронологию и мало чем отличаются друг от друга, а вот 2 серия сериала 2020 года заканчивается ритуальным танцем Рики. По сути дела, мы всё ещё не ничего не знаем про праздник Ватанагаши — Кейчи даже не рассказали об убийствах и похищениях, которые происходят каждый год. В то же самое время в сериале 2007 года главный герой уже знаком с повторяющейся трагедией, его уже завербовал детектив Ойши чтобы следить за местными, а Рена из милой девочки со странностями превращается в маньяка которому нельзя верить.

Сколько же минут дополнительных сцен есть в сериале 2020 года? Давайте посмотрим, когда же Рика станцевала свой танец. В 2020 она делает это в конце 2 серии, то есть на 41-42 минуте общего хроно(я напомню, что опенинги и эндинги мы не считаем). В то же самое время в 2007 году Рика закончила танцевать уже на 25 минуте общего хронометража. Простым вычитанием получаем дополнительные 17 минут — почти целая серия.

Помимо добавления сцен из новеллы, которые были вырезаны — салочки например — сценаристы добавили в сюжет сцену разговора Рики с Ханю, что в корне меняет ход новеллы. Тут требуется небольшое пояснение. 1 акт цикад во многом знакомил нас с персонажами, создавая в голове некий стереотип, чтобы в следующих актах его разрушить. И Рена, и Мион, и даже Сатоко с Рикой — не столь просты как кажется на первый взгляд. Главным героем в основном является Кейчи, которого со зрителями и читателями роднит тот факт, что он — не местный. Он, так же как и мы, не понимает многих вещей в мире, и постепенно, вместе с нами, его познает. Каждый персонаж новеллы имел второе, а то и третье дно, и из поверхностного образа вырастал в полноценную личность. Удивительно тут то, что нам сразу же показали Рику как одну из центральных фигур повествования, вокруг которой, во многом, и крутится история. В новелле же Рике была посвящена вторая половина игры — глава ответов, и делается это тогда, когда мы уже, в общем, понимаем как работает этот мир.

Это наводит нас на самые различные мысли, как хорошие, так и не очень. С одной стороны, несмотря на то что в 2020 году делают, по сути, аниме 'по мотивам', они гораздо более чутко подходят к первоисточнику, пытаясь сохранить не только ключевые сюжетные сцены, но и менее значимые события, что вызывает уважение. Однако сюжетные переделки подводят нас к последнему вопросу, на который мы должны дать ответ.

Что же представляют из себя 2 экранизации?



Возможно вы будете со мной несогласны, но на мой персональный взгляд аниме 2007 года можно назвать кратким пересказом сюжета новеллы. Зачем же смотреть его? Ну, если у вас есть желание максимально быстро узнать че там у хинамидзавцев, не утруждая себя чтением 100-часовой книжки с картинками — милости просим. Хоть в аниме и есть арки которые пострадали больше других, в целом основные события были сохранены, и вопросы о мотивации героев и причинах происходящих событий у нас не возникают. Всё происходит в рамках единого сценария, который написал автор оригинала, поэтому несмотря на то что сериал 2007 года в наши дни смотрится несколько скудно, он наиболее точно отражает события новеллы. Посмотрев его, вы упустите очень малую часть сюжета оригинальной новеллы, однако на мой взгляд аниме сильно проигрывает по эмоциональной составляющей.

Аниме 2020 года, с другой стороны, размахнулось не просто на более подробную экранизацию, а на попытку переосмыслить сюжет новеллы целиком. Пока вышло только 2 серии, но мы уже видим сильное расхождение в сюжете. Вполне возможно, что создатели попытаются объединить сюжет 2 глав в единое целое, и не совсем понятно получится ли это у них сделать за те 13 серий что были анонсированы. Мне лично этот то ли ремейк, то ли сиквел заходит, тем более что фанатичную любовь к оригиналу я не питаю, и вполне готов посмотреть что анимеделы решили придумать. Смотреть этот сериал конечно же можно, но будьте предупреждены, что, скорее всего, чем дальше в лес мы пойдём тем сильнее сюжет разойдется с оригинальной задумкой.

Что касается оригинала — скажу честно, я не являюсь фанатом серии о плачущих животных. Из 3 ныне существующих новелл цикады импонируют мне больше всего, и пожалуй до сих пор именно они— самое успешное творение Рюкиси на этом поприще. Хоть я и не особый любитель сюжетов, где триллер скатывается в 100% мистику, и ей же всё и объясняется, Цикады — очень достойный представитель мира кинетических новелл, с которым стоит ознакомиться хотя бы для общего развития и осознания того, что является качеством в мире ВН.

В чем же главная проблема экранизаций? И какую экранизацию можно назвать качественной? Ответ на самом деле прост - сбалансированную. Многие попытки перенести новеллы или мангу в режим аниме сталкивались с 1 из 2 крайностей - они были либо слишком подробными, либо слишком урезанными по отношению к оригиналу. Что забавно, мангу обычно делают излишне подробной (вроде Демон Слеера), а вот наши любимые ВН урезают. Но как мы выяснили, в удалении части сценария может и не быть ничего опасного - напротив, аниме является редким жанром, который может не только рассказать, но и многое показать. Описание красивого пейзажа можно продемонстрировать качественным задником, эмоции и мысли главного героя выразить в жестах и мимике, разговоры сделать более сжатыми и насыщенными. И с этой точки зрения даже экранизацию 2007 года винить трудно - со своей целью она справилась более чем. Сумеет ли это сделать новый сериал?



Ну чтож, будем посмотреть. Спасибо за внимание! Буду рад услышать мнение и надежды по поводу новой экранизации!

18
Декабрь
10
4.2
6379
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.

Комментарии к записи: 10

avatar
#1 Lisper
87222
в 12:17 (10/Окт/2020)
2
Визуальные нлвеллы, аниме и наука. Что модет быть прекраснее?
Спасибо за статью.
avatar
#2 Хемуль
87473
в 13:07 (10/Окт/2020)
4
О, давно не было статей от топовых блогеров Анивизы!
avatar
#7 BorisEltsyn
96165
в 19:46 (14/Окт/2020)
2
Природа настолько очистилась...
avatar
#3 Кохэку
47523
в 16:58 (10/Окт/2020)
3
Потрясающая статья! Всё чётко и по сути
avatar
#4 iCore
343481
в 22:31 (10/Окт/2020)
2
nshy  nshy  nshy
avatar
#5 ever15
95283
в 17:56 (12/Окт/2020)
0
О, ну хоть что-то интересное!
nhehe
avatar
#6 jungalala
185089
в 05:40 (13/Окт/2020)
1
Согласна во всëм. В аниме Кейта упрощенный, типичный ояш, в то же время в новелле он проработанный
avatar
#8 Мимиру
79480
в 11:40 (17/Окт/2020)
3
Очень хорошая статья!

Может будет не в тему, но все же напишу кое-что.
В новелле пускай и присутствовал классный триллер, атмосфера паранойи, убийства с жестокостью и прочее, для меня это все равно история о дружбе с посылом "убивать - это не хорошо".
А первое аниме... Мне кажется, что оно больше сделало упор на безумие и " кровь, кишки, ужас" и прочие радости.
Для меня какая-то более гуманная часть новеллы была утеряна, о дружбе и ценности человеческой жизни и т.д.
Может я ошибаюсь!
Но вот такое субъективное впечатление у меня осталось.
Может причина не только в вырезанных моментах, но и в этом:

>>были убраны обильные размышления главного героя обо всём на свете

Мысли и размышления персонажей были утеряны.

Взять хотя бы Шион.
В аниме она мне показалась той еще дрянью.
А в новелле я ее безумно полюбила, настолько хорошо она была прописана. Такой глубокий персонаж.

В общем, для меня главная проблема в том, что какая-то очень добрая и ламповая часть новеллы была утеряна, аниме большинству людей запомнилось как жестокий триллер с кучей крови и прочего.
Для меня же это довольна гуманная история.
Может я и не права. Но вот такое впечатление.
avatar
#9 BorisEltsyn
96165
в 17:43 (17/Окт/2020)
3
Полностью солидарен. Я потому и написал что аниме 7 года это по сути пересказ сюжета новеллы с упором на шинковку главных персонажей. А когда бежишь таким галопом по сюжету некоторые арки вообще теряют весь эмоциональный посыл, который там изначально заложен.
avatar
#10 killer_Night
418641
в 13:04 (05/Дек/2020)
1
спасибо за статью  nshy