Всем привет! На связи Ваш Великолепный Зишка! Прочтя немалое количество любительских отечественных визуальных новелл Я выявил такие, очень заметные, отличия от западных и восточных собратьев как: - Специфичная, низкокачественная рисовка - Плохо проработанный сюжет - Неумелая звукорежиссура И именно о последней будет идти речь в этом блоге. Звук в новелле, как таковой может внести значительный вклад в общее настроение, но многие русскоязычные разработчики уделяют ему минимальное внимание. Перво-наперво, звуковые элементы нужны для передачи информации о деталях, которых читатель не в состоянии увидеть. Если вы пользуетесь Ren`py, то Я рекомендую к использованию, при работе со звуком, канал sound. - Почему он? Потому что канал music будет постоянно повторять указанный аудио-файл, что будет звучать крайне глупо (если дверь скрипнула 80+ раз, то вы используете канал music) Канал voice же, при переходе на следующее диалоговое окно будет обрывать аудио-файл, что тоже не есть хорошо. В данном блоге будет использован многофункциональный секвенсор FL Studio 20 скачать бесплатную версию которого можно на официальном сайте. Ваш путь начинается вот с такого вот окна:
Если вы ещё не нашли звук, который вы хотите использовать в новелле, то я могу порекомендовать вам сайт noisefx.ru Если же вы нашли нужный звук, то скачивайте его и просто перетаскивайте в большое окошко. Должно получиться нечто такое (чтобы открыть это окошко, можно нажать f5):
Далее, чтобы отредактировать сам звук, мы открываем окно дорожек (нажимаем f9) По умолчанию должен быть выбрана дорожка "Master", если же нет, то просто выбираем её вручную (просто кликаем на неё)
Теперь, включаем режим "SONG" и нажимаем на пробел. (Переключатель режима находится сверху, по центру левой половины экрана)
Если вы всё сделали правильно, то звук будет воспроизводиться без проблем.
FL Studio 20 выбран не случайно, он содержит очень много встроенных синтезаторов и эффектов. В этом блоге будут рассмотрены 3 основных - Эхо (Delay), комнатное эхо (Reverb) и Эквалайзер. Начнём с Delay. Нажимая на слот, нам открывается такое окно, где мы выбираем Fruity Delay 2 и нажимаем на него.
После чего, открывается вот такое вот окно:
И тут целых 7 крутилок! - Первая отвечает за то, в каком уже будет Эхо - Вторая отвечает за громкость Эхо - Третья отвечает за разницу в громкости между 2-мя пиками Эхо - Четвёртая - множитель третьей - Пятая отвечает за промежуток во времени между пиками. - Шестая - за сдвиг по времени между эком в левом и правом ухе - Седьмая отвечает за громкость исходного звука. Если же вы подобрали нужное для себя звучание то смело нажимайте ctrl + R и сохраняйте полученный звук в удобное для вас место! В появившемся окошке нужно нажать на кнопку "Start"
Теперь - работа с малым Эхо! Повторяя всё те же действия, вместо Fruity Delay 2 мы выбираем Fruity Reverb 2 (он должен находиться на 3 позиции ниже)
И, О БОГИ ДА ТУТ 15, МАТЬ ЕГО, ПАРАМЕТРОВ Но мы рассмотрим лишь 5) - Тумблер (крутилка) Size отвечает за размер звуковой комнаты - Тумблер Diff отвечает за количество углов в комнате (выкрутите на минимум и заметите разницу) - Тумблер Dec отвечает за длительность малого Эха - Ползунок Dry отвечает за громкость исходного звука - Ползунок Wet отвечает за громкость малого Эха Ну и напоследок самое интересное! Великий и могучий ЭКВАЛАЙЗЕР! Повторяя вышеуказанные шаги мы снова пробиваемся к эффектам, но на сей раз указываем Fruity parametric EQ 2
После чего, появляется такое вот окно:
И что мы видим? Семь безобидных круглешков, но на деле: тут 36 параметров и расписывать каждый не имеет смысла, тут и так всё интуитивно просто: - Если двигать кружок по вертикали - будет меняться громкость той или иной частоты - Если же двигать его по горизонтали, то будет меняться сама частота (низкие частоты(басы) - слева, высокие частоты(свистки) - справа) Тут всё происходит на интуитивном уровне, но я могу дать пару рекомендаций и предустановок для некоторых звуков, чтобы вы могли использовать их в своих новеллах: - Если вы хотите сделать звук "за стеной" - убавляйте верхние частоты и добавьте немного малого Эха - Если вы делаете пещерные звуки - то немного убавьте верхние частоты и добавьте малого Эха с настройкой на малую комнату - Звуки на переднем плане должны быть громче, чем звуки на заднем. (следует немного убавить уличный шум или гул компьютера в углу комнаты) Так же, у звуков заднего плана стоит немного убавить высокие частоты - Не забывайте - ваша комната не плоская, у неё есть правая и левая стороны.
Надеюсь я смог помочь начинающим разработчикам! Поставь мне плюсик в репутацию! Я старался!:3
18
Декабрь
23
4.2
2970
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
> Если вы пользуетесь Ren`py, то Я рекомендую к использованию, при работе со звуком, канал sound. <...> Потому что канал music будет постоянно повторять указанный аудио-файл, что будет звучать крайне глупо
Не совсем верно. Каналы - это не более чем каналы, а описанное поведение - это всего лишь дефолтное поведение при использовании оператора play <music/sound> без параметров, из коробки. С параметрами можно как зациклить звук на канале sound, так и прервать цикл на канале music (play music X noloop / play sound X loop). А если использовать не встроенный оператор, а ренпаевские функции из питона, то вообще неважно, где какой канал, все работает через переданные параметры. Там и своих каналов заводить можно сколько угодно.
В целом, разумеется, фоновую музыку логичнее было бы класть на music (а если вы создаете новые каналы. то привязывать их к микшеру music), а отдельные звуковые эффекты - на канал sound, но разница между ними больше семантическая, а не техническая. Три дефолтных регулятора громкости в настройках ренпая отвечают за три микшера: music, sfx и voice. Канал music по умолчанию привязан к микшеру music, канал sound - к sfx, это, собственно, позволяет независимо регулировать громкость каналов, убавляя фоновую музыку в ноль, но оставляя звуки, или замутив все, кроме голосов.
1.Демо версия - не лицензия и она не дает право на коммерческую деятельность насколько я помню 2.FL не самый лучший вариант для создания эффектов и т.д,
FL один из самых дешёвых простых и удобных секвенсоров, в то же время - FL запрещает коммерческое использование своей продукции (Image Line) но никак не того, что с помощью этой продукции сделано.
С сайта: You must have a valid licence for FL Studio (Academic versions do not qualify) and all the plugins used in your project, before you can use anything from FL Studio in any commercial production.
FL ничем не отличается от других программ, кроме того что стоит очень дорого.
FL Studio - простейший секвенсор с огромным набором хороших встроенных плагинов. К тому же, один из самых распространённых. Можно скачать тот же рипер, но качественные уроки по нему днём с огнём не сыщешь.
Поставь мне + в репутацию, Я старался!:3 Ладно, так уж и быть поставляю. Но вообще выклянчивать репутацию, на мой взгляд, как-то неправильного. Невольно возникает ощущение, что я попал на канал какого-нибудь стримера из ютуба. Просто если кому-то статья понравилась, то он всегда может поставить плюс и без подобной просьбы, а так это может произвести не очень хорошее впечатление.
Поставил, вроде, +). Статья норм. За сайт со звуками спасибо, но как-то не совсем понятно, окуда их взяли и не возникнут ли потом проблемы с лицензиями(в случае если админы сайта взяли это звуки из платных сборников, охраняемых правами).
Работа со звуком в новеллах важна и сильно влияет на атмосферу, тут я полностью согласен, но в остальном не особо. Во-первых, кто-то уже тебе писал про каналы в RenPy и то, что они лишь косвенно связаны с зацикливанием, да и самое лучшее это создавать свои каналы. Во-вторых, ты, по твоим же словам, пишешь для новичков, которые не знают, как скрип двери 80 раз не воспроизводить, но при этом предлагаешь им FL studio! FL studio,Карл! Почему, например, не начать с простого описания функций работы со звуком того же RenPy, регулировка громкости, плавное затухание и воспроизведение, создание собственных каналов? Почему бы не рассказать, например, про ту же Audacity, которая совершенно бесплатна и имеет полностью свободную лицензию. А функционала для работы со звуками там просто предостаточно, уж для новичков, так вообще. Зачем забивать людям голову подобными по сути если не рил профессиональными, то по-крайней мере полупрофессиональными прогами для композиторов?
> Почему, например, не начать с простого описания функций работы со звуком того же RenPy, регулировка громкости, плавное затухание и воспроизведение, создание собственных каналов? -Может потому что такой блог уже существует? > Почему бы не рассказать, например, про ту же Audacity, которая совершенно бесплатна и имеет полностью свободную лицензию. А функционала для работы со звуками там просто предостаточно, уж для новичков, так вообще. -Опыт, полученный при использовании FL пригодится в дальнейшем. К тому же, освоить самые простые функции в FL Studio ГОРАЗДО проще, чем просто понять как открыть плагины в Cubase.
>Может потому что такой блог уже существует? Так может тогда проблема звука в рувн не в не знании FL, а в не умении читать и изучать основы?
>Опыт, полученный при использовании FL пригодится в дальнейшем. Что за ерунда? Может тогда ради опыта нужно все программы мира изучить, опыт же везде полезный? Не надо изучать высшую матиматику, чтобы научится умножать и складывать. Да и делать все надо постепенно.
>К тому же, освоить самые простые функции в FL Studio ГОРАЗДО проще, чем просто понять как открыть плагины в Cubase. А при чем тут Cubase? Я тебе разве про него писал? Загугли, если не знаешь, Audacity полностью бесплатная прога, которой начинающему за глаза хватит, и которую, ты даж не упомянул.
На первый взгляд данный подход вызывает недоумение - поскольку редактировать звуковые эффекты фрутилупсом это все равно что забивать гвозди пасатижами. Но потом осенило, что обрезок флстудио в виде демо-версии идеально подходит чтобы побырику прокачать звучки, а программы для конкретно этой цели либо через неделю превращаются в тыкву, либо Audacity... который "не молоток, а кирпич на палке"
Всегда есть божественный Reaper с полноценной лицензией за $60. Да и вообще смешно, конечно, в рунете слышать рассуждения на тему лицензионного ПО, хех.
Я бы сказала, что сюжет у наших часто поинтереснее, чем у западных. Пусть и слишком запутанно делают, куча философии и т п, но зато интересно. Даже трешаки типа "Околоемный омут" мне нравится читать. А статья полезная, не думала, что так сложно звуки настраивать (впрочем, я вообще ничего не знаю о технической части создания новеллы)
Сам сейчас фармлю звуки и фон для своей новеллы в FL. Пытаюсь уйти от необходимости доставать всё это из открытых источников, но это точно приводит меня к дикому трэшу.
Насчёт каналов – в Ren'Py билде можно реализовать себе аж каналов 16 или больше, не помню, но факт, что несколько каналов sound, несколько music, несколько sound_loop и так далее устроить себе проблемы не представляет, а значит, уже будет целый маленький микшер. В ренпае есть фейды, задержки, переходы к нужным моментам – много-много всего, что можно осветить.
Как и в обработке, кстати. Лучше сначала рассказать, как и где качественные саунды подбирать, а потом углубляться в тонкости пространственной обработки (на встроенном ревере от ФЛки, ага). Тут как-то уже разбирались частые примеры совершенно различных проблем со звуков в ВНках на примере делирия: https://www.youtube.com/watch?v=I36XaxxyteU
Комментарии к записи: 23
Не совсем верно. Каналы - это не более чем каналы, а описанное поведение - это всего лишь дефолтное поведение при использовании оператора play <music/sound> без параметров, из коробки. С параметрами можно как зациклить звук на канале sound, так и прервать цикл на канале music (play music X noloop / play sound X loop). А если использовать не встроенный оператор, а ренпаевские функции из питона, то вообще неважно, где какой канал, все работает через переданные параметры. Там и своих каналов заводить можно сколько угодно.
В целом, разумеется, фоновую музыку логичнее было бы класть на music (а если вы создаете новые каналы. то привязывать их к микшеру music), а отдельные звуковые эффекты - на канал sound, но разница между ними больше семантическая, а не техническая. Три дефолтных регулятора громкости в настройках ренпая отвечают за три микшера: music, sfx и voice. Канал music по умолчанию привязан к микшеру music, канал sound - к sfx, это, собственно, позволяет независимо регулировать громкость каналов, убавляя фоновую музыку в ноль, но оставляя звуки, или замутив все, кроме голосов.
2.FL не самый лучший вариант для создания эффектов и т.д,
дешёвыхпростых и удобных секвенсоров, в то же время - FL запрещает коммерческое использование своей продукции (Image Line) но никак не того, что с помощью этой продукции сделано.You must have a valid licence for FL Studio (Academic versions do not qualify) and all the plugins used in your project, before you can use anything from FL Studio in any commercial production.
FL ничем не отличается от других программ, кроме того что стоит очень дорого.
К тому же, один из самых распространённых.
Можно скачать тот же рипер, но качественные уроки по нему днём с огнём не сыщешь.
Поставь мне + в репутацию, Я старался!:3
Ладно, так уж и быть поставляю. Но вообще выклянчивать репутацию, на мой взгляд, как-то неправильного. Невольно возникает ощущение, что я попал на канал какого-нибудь стримера из ютуба. Просто если кому-то статья понравилась, то он всегда может поставить плюс и без подобной просьбы, а так это может произвести не очень хорошее впечатление.
Во-первых, кто-то уже тебе писал про каналы в RenPy и то, что они лишь косвенно связаны с зацикливанием, да и самое лучшее это создавать свои каналы.
Во-вторых, ты, по твоим же словам, пишешь для новичков, которые не знают, как скрип двери 80 раз не воспроизводить, но при этом предлагаешь им FL studio! FL studio,Карл!
Почему, например, не начать с простого описания функций работы со звуком того же RenPy, регулировка громкости, плавное затухание и воспроизведение, создание собственных каналов?
Почему бы не рассказать, например, про ту же Audacity, которая совершенно бесплатна и имеет полностью свободную лицензию. А функционала для работы со звуками там просто предостаточно, уж для новичков, так вообще.
Зачем забивать людям голову подобными по сути если не рил профессиональными, то по-крайней мере полупрофессиональными прогами для композиторов?
-Может потому что такой блог уже существует?
> Почему бы не рассказать, например, про ту же Audacity, которая совершенно бесплатна и имеет полностью свободную лицензию. А функционала для работы со звуками там просто предостаточно, уж для новичков, так вообще.
-Опыт, полученный при использовании FL пригодится в дальнейшем.
К тому же, освоить самые простые функции в FL Studio ГОРАЗДО проще, чем просто понять как открыть плагины в Cubase.
Так может тогда проблема звука в рувн не в не знании FL, а в не умении читать и изучать основы?
>Опыт, полученный при использовании FL пригодится в дальнейшем.
Что за ерунда? Может тогда ради опыта нужно все программы мира изучить, опыт же везде полезный? Не надо изучать высшую матиматику, чтобы научится умножать и складывать. Да и делать все надо постепенно.
>К тому же, освоить самые простые функции в FL Studio ГОРАЗДО проще, чем просто понять как открыть плагины в Cubase.
А при чем тут Cubase? Я тебе разве про него писал? Загугли, если не знаешь, Audacity полностью бесплатная прога, которой начинающему за глаза хватит, и которую, ты даж не упомянул.
- Я это к себе в цитаты запишу)
А статья полезная, не думала, что так сложно звуки настраивать (впрочем, я вообще ничего не знаю о технической части создания новеллы)
Но это лишь временно...
Пытаюсь уйти от необходимости доставать всё это из открытых источников, но это точно приводит меня к дикому трэшу.
Как и в обработке, кстати. Лучше сначала рассказать, как и где качественные саунды подбирать, а потом углубляться в тонкости пространственной обработки (на встроенном ревере от ФЛки, ага). Тут как-то уже разбирались частые примеры совершенно различных проблем со звуков в ВНках на примере делирия: https://www.youtube.com/watch?v=I36XaxxyteU