Всем привет! Не успел затихнуть треск баттхёрта художников после предыдущей статьи, а у нас уже новая часть Дневника. Последняя в уходящем году, дальше сами – я в запой, встретимся в середине (конце) января. Пока ребята из команды направили санитаров по ложному следу, я попытаюсь рассказать вам умные вещи, как и обещал в прошлой части.
Начну с очевидного *поправляет фуражку Капитана Очевидности*: всё, что не написано на бумаге – не существует в природе. Если у вас есть бумажка с надписью «Паспорт США» – вам повезло, если «Паспорт Зимбабве» – у вас проблемы. Если вообще ничего нет – вы бомж. И это надо помнить с первого момента создания команды.
Говорят, что не стоит делать бизнес с друзьями. Это истина. Но игрострой, по крайней мере, инди-команда – это НЕ бизнес. Это хобби, общее занятие, к которому нужно подходить со всей ответственностью и которое в перспективе может принести вам деньги, но никак не бизнес. И здесь дружба или как минимум хорошие отношения между участниками, составляющими основу команды, – ключевой фактор. Такая команда изначально будет крепче и организованнее той, которая собрана одним отдельно взятым энтузиастом – друзьям легче пойти на уступки друг другу и легче понять/простить какие-то незначительные огрехи и мелочи.
Но что бы ни лежало в основе команды – просто общий интерес или ещё и дружба/симпатии, это не отменяет того факта, что все ключевые идеи команды, её планы, распределение труда и прочее-прочее (в особенности то, что касается денег, не важно, вложенных в проект, или потенциальной прибыли) должны быть зафиксированы в каком-то договоре или соглашении, которое подпишет вся команда. Особенно это важно в ситуации, когда все работают «на энтузиазме» и «на перспективу», ибо выпустить игру и, подравшись из-за прибыли, погубить весьма перспективную инди-команду очень обидно.
Многие отмахнутся от этого как от «лишнего», как многие новобрачные отмахиваются от брачного контракта, ведь они «любят друг друга»... Я промолчу и покажу пальцем на статистику имущественных споров при разводе – любовь прошла, а бабла хочется всем. Кроме прочего, подобное соглашение всех членов команды – ещё и страховка от «шлангования» отдельных её членов. Прописать санкции за безделье ведь никто не мешает ;)
Ровно то же касается и работы с художниками. Если вы заказали у кого-то арт, получили его, оплатили и забыли, то поздравляем, вы подарили человеку деньги, не получив взамен ничего. Да, если художник порядочный – он тоже забудет, что что-то рисовал, но ведь ему ничего не мешает выложить ВСЕ работы в своё портфолио за несколько месяцев до релиза игры, например. И убить тем самым проект. Или просто написать игровому издателю, что в игре ворованные изображения, и её авторов забанят. Ведь у вас нет доказательств, что работы рисовались для вас и были оплачены. Да, можно кричать про порядочность, суды и прочее «надо верить в людей», но зачем все эти риски и геморрой, когда грамотно составленный договор избавляет вас от всех потенциальных проблем? Что характерно, этот контракт выгоден и самому художнику – он является гарантией того, что он получит свою оплату в ЛЮБОМ случае. Нарыть договор в Интернете не проблема, главное, чтобы там были следующие важные нам пункты:
• Передача исключительных прав на арты заказчику.
• Пункт о запрете исполнителю публиковать работы где бы то ни было без письменного разрешения заказчика.
• Пункт о ценах и сроках.
• Санкции: для заказчика за просрочку оплаты и тормоза с оценкой работ, для исполнителя – за слив посреди работы, срыв сроков, разглашение результатов работ.
• NDA (соглашение о неразглашении) на всё, что только можно.
Разумеется, санкции должны быть буквально драконовскими – это мотивирует обе стороны отвечать за свои слова и решать вопросы мирным путём, а не накалять конфликт даже в критических ситуациях.
И ещё раз для сильно сомневающихся: все договора должны быть обязательно! По опыту нашего кодера, который уже пытался раньше участвовать в инди-проектах, в том числе по разработке ВН... Именно «пытался участвовать» в прошедшем времени – до кода дело просто не дошло – три команды, с которыми он связывался, почили с миром именно из-за кинувших их художников или из-за драки внутри самой команды. Этот тот случай, когда время, потраченное на юридических форумах, окупает себя сторицей.
Уф, всё, хватит умных мыслей, голова аж разболелась. Немного о том, как я пытался описать художникам их задачи, вернее, описать своё видение, на основе которого они могли уже рисовать арты. Я попросил у фоновика фон с речкой и деревьями, а художник по спрайтам и CG был отправлен рисовать спрайты. Вернее, делать наброски. Что всплыло за следующие пару дней:
• Фоновик не телепат (очень жаль!!!)
• Для фона важно время суток (освещение, чтоб его!)
• «Речку и деревья» можно нарисовать сотней тысяч способов
• Деревья бывают разные (от ёлки до пальмы...)
• Речка может быть расположена на кадре множеством способов, а вид «с середины реки вдоль неё» – тоже попадает под моё описание
• Спрайты должны сочетаться с фонами по освещению (кто бы знал!!!)
После выяснения этих моментов вся команда отправилась на курсы телепатии (теперь можно получить в кочан за свою фразу ещё до того, как откроешь рот, чтобы её высказать), а ТЗ художникам стали ставиться после коллективного обсуждения всех тонкостей артов.
Всем боянов по теме!
От лица всей команды поздравляю вас с Новым годом и Рождеством! Всех благ и побольше пушистых и няшных существ на жизненном пути!
Комментарии к записи: 31
Сначала ТС говорит о том, что команда должна состоять из друзей, но потом начинаете объяснять договоры. Собственно, понятно, что у Вас горит с художников, но пора бы уже остыть, да?
В этой статье есть тоже за что поругать, например, за чрезвычайно низкую информативность, но, полагаю, это сделают другие люди. Во всяком случае, на это надеюсь.
Ужасно, господа, просто ужасно)
PS
Верните Икуку! Хоть я и не был согласен со многими ее/его тезисами, но у тех статей был вес, причем не малый.
Что имеется в виду? Если мой кот не написан на бумаге - он не существует?
А что такое, по вашему, бизнес?
можно пример того, где хорошие отношения внутри команды не являются ключевым фактором?
Можете как-то пояснить, не очень понятна фраза. Выглядит так, что какой-нибудь Илон Маск, собирающий людей к себе в проект - "обсосок".
Можно пример конкретный?
ПОчему именно должны? Есть ли другие варианты?
Это что-то типа развернутого бизнес плана? Или полностью набор документов компании с уставом, договорами, должностными обязанностями, описанными бизнес процессами? В каком виде это у Вас? Вы юридическое лицо (компания, ООО или ИП)?
Вы сравниваете брак и хобби? Я правильно понимаю, что для вас отношения с командой по силе равны отношению между супругами?
Я иду в магазин, отдаю деньги за булку. Получаю булку. Прихожу домой с булкой. Я подарил продавщице деньги?
Можно пример, когда такое происходило? Какую-то команду или проект, где имели место подобные случаи?
Как вы оплачиваете работу художников? Это перечисления или бабки на руки?
И чем выгоден еще контракт для художника? Что произойдет, если заказчик не оплатит рисунок по договору? На вашем примере - заказчик из Белоруссии не заплатил художнику из Казахстана за фон ценой примерно в 2000 руб. Что будет делать художник с договором на руках? Чем НЕ выгоден такой договор художнику, как вы считаете?
О каких санкциях идет речь? Достаточно ли они равнозначны?
я правильно понимаю, что наличие санкций не "накалит" какой-то внутренний конфликт? Как именно?
Можно конкретный пример опыта? Что за команды и проекты?
Насколько ваша (или программиста) интерпретация краха команды верна? Почему нельзя заменить художника?
Как время, проведенное на юр. форуме окупит себя? Не очень понятно.
Правильно ли я понимаю, что вы не имели навыка постановки творческих задач в момент работы с потенциальными художниками для вашей игры?
Можно по подробней, что за курсы и что они вам дали?
До этого ТЗ не ставились?
Ваше не слишком хорошее демо не добавляет веса словам. Скорее наоборот, потому что когда я вижу крайне посредственные спрайты в демо, а потом читаю (в части 2 из 73) что это результат просмотра 3000 страниц и переговоров с 600 людьми, я начинаю подозревать что с вами что-то не так.
Самое ироничное, некоторые команды из нескольких человек, которые хорошие друзья/знакомые и не заключали всякие договоры, не предписывали санкции(божезачем), выпускают уже вторые-третьи проекты(в пример можно привести МихиРису, авторов "Звуки истины" и "Побег из Френззоны"), хотя, судя по вашим словам, без таких крайностей обойтись нельзя и ни один проект не будет завершен успешно.
Может я дурачок, но все же, мне кажется, что вам стоит уже проекту время уделить, разбирательству с возникшими проблемами, а не написанию странных "постулатов" создания команды и игр.
И да, вообще всё это обсираение ребят очень в тему и классно показывает всю гниль ру-сообщества. Саланганцев ещё можно просто облаять, но не причинить вред - у них нет коммерческого продукта. А как те же Михирису выпустили игру - её спёрли через день, ребята недополучили прилично денег за свои старания! О чем вообще можно говорить, блин. Лицмерие 80-го лвл.
Высказал свое мнение, потому что лично я не понимаю всей этой волокиты с договорами и прочим. Попридержите свои резкие высказывания, пожалуйста, ведь вы, видимо, неверно поняли мой комментарий.
Все команды разработчиков проделывают очень большую, и не редко неблагодарную, к сожалению, работу, и данная команда не исключение, просто я указывал на то, что лучше стоит уделить время и силы этой самой работе, а не написанию ненужных статей, которые содержат в себе исключительно пустую для игроков информацию о договорах и санкциях.
В который раз повторюсь - работал с проектами адекватнее и, боюсь, имели бюджет побольше вашего. Вы слишком много о себе возомнили, выпустив никакую демку.
Прошу прощения, уважаемый, вам словосочетание «экономические отношения и авторское право» хоть что-то говорит?
Второе — договор, составленный безо всяких печатей и подписей двумя физлицами имеет не больше юридической силы (то, что вы потрудились и извергли из себя кусок формально составленного административного текста, не придаёт ему юридическую ценность), чем обычная переписка в интернете. Собственно, последняя, а также квитанции об оплате и являются доказательствами в сфере решения конфликтов об авторском праве в приведённых примерах.
И, наконец, ещё раз повторюсь, рынок художников в интернете — лессе-фэр. Они никому и ничего не обязаны без каких-либо денег. Хочет продавать только неисключительные права на работу, то бишь позволить использовать свою интеллектуальную собственность в других проектах с указанием авторства — его право, ваше — принять или отказаться от сотрудничества.
И да, покажите мне, кто-нибудь, проект, слившийся из-за того, что художник выложил в сеть рисунки до релиза самого проекта. Бред сумасшедшего.
Заминусуйте эту клоунаду, что ли. Обида за художников берёт.
Забавно смотрится mrWebster, в соседней теме соглашающийся со всем, а сам из-за слива артеров отказавшийся от сцен, и едва нашедший фоновика (при том сравните фоны Заповедника и Фантазии по рисовке...)
Забавно смотрится Xand, которой теперь без асбестового полотенца на стулья садиться не рекомендуется, судя по простыне глупостей. Опустив всю чушь, сходу: ShiroShi или как-то так - выложила все спрайты Хроник Севера. А игра ещё не вышла, и заявления о прекращении проекта не было.
Лицемерие так и прёт, что ещё сказать. Всех обиженок и тут и в прошлой статье есть во что ткнуть носом, но какой смысл - громкий крик от них - и есть то самое признание правоты авторов статьи. Напиши они откровенную чушь или враньё - их бы проигнорили или посмеялись бы, а тут дикая глухая оборона с брызгами слюней "вы фсё врёти!!!".
Как говорят у нас в Интернете: Гы,сынок,лол!
Для крайнего бабахнувшего: NYPA!
Написанное в статье мягко говоря, сомнительно. Теперь ясно, почему художники бежали пачками - если тебя ноунеймы сначала приглашают в любительский некоммерческий проект пофаниться, а потом пытаются приковать наручниками к батарее, у современного недоверчивого человека включится тревожная сигнализация. "Договор? Зачем это? А может я им нарисую, а они меня наеboot, подставят, еще и штраф с неустойками заставят выплатить? Да ну, я лучше пойду вагон угля разгружу!"
Договоры имеют смысл в коммерческих проектах студий, которым есть, что защищать и у которых есть, что красть. Ценности, понимаете?
Ты не читал статью, это два. Там написано, что договор призван защитить обе стороны. А значит, художник может чувствовать себя спокойно, если, конечно, у него нет привычки подписывать не читая, а потом жаловаться, что его надули.
И если ты не понимаешь, что такое АП и что защищать ВСЁ надо изначально, а не ждать, пока тебя начнут доить собственные сотрудники (а ты этого не понимаешь, судя по последнему предложению) - можно только пожелать тебе никогда и ничего не делать, ибо пролетишь так, что уши закладывать будет.
А здесь у ВНщиков лютая зависть, что в ИХ проектах художники имеют их в хвост и в гриву, а тут ребята решили этот вопрос кардинально. Итог: ТАКНИЗЯ!!!!!
Про ценности - полагаю, автор вселенной Ведьмака долгое время готов был удавиться, что взял фиксированную сумму, а не процент с продаж игры. Но угадай, что заставило его сидеть и плакать в подушку, а не пытаться отсудить деньги? Подскажу: договор...
Под "таким, как я" вы имеете в виду "непритязательный пользователь"? Я не имею в виду жанры, я имею в виду качество, потому что вы явно не фанат качества. Зелирия проседает даже по сравнению с конвеерной и всеми ненавистной Сакурой, и я сейчас, спешу подчеркнуть, имею в виду НЕ арты.
> Там написано, что договор призван защитить обе стороны.
Да? Написано? Давайте по пунктам:
"Передача исключительных прав на арты заказчику" - защищает заказчика
"Пункт о запрете исполнителю публиковать работы где бы то ни было без письменного разрешения заказчика" - защищает заказчика
"Пункт о ценах и сроках" - защищает в большей степени заказчика - у исполнителя нет повода потребовать больше и сорвать сроки
"Санкции: для заказчика за просрочку оплаты и тормоза с оценкой работ, для исполнителя – за слив посреди работы, срыв сроков, разглашение результатов работ" - защищает обоих
"NDA (соглашение о неразглашении) на всё, что только можно" - защищает заказчика
3.5 из 5 пунктов в пользу заказчика. Кто из нас не читал статью, простите?
> А здесь у ВНщиков лютая зависть, что в ИХ проектах художники имеют их в хвост и в гриву, а тут ребята решили этот вопрос кардинально.
Да кого тут имеют в хвост и в гриву? Да, у кого-то ушли художники, но люди не кричат на каждом углу "спасите, нас поимели!" Попечалились и пошли дальше работать. Зависть, зависть... чему тут можно завидовать? Какому псевдоуспеху? Что они решили кардинально, что на профессионалов им денег не хватило? Сунулись на любительский рынок с ограниченным бюджетом и драконовскими условиями, а теперь ноют, что им в попу не дуют, зашибись.
> Но угадай, что заставило его сидеть и плакать в подушку, а не пытаться отсудить деньги? Подскажу: договор...
Вы сейчас серьезно утверждаете, что пан Сапковский был готов удавиться от жадности и отсуживать у СДПР баблишко, когда "Ведьмак" выстрелил, и единственное, что его остановило, это договор? Серьезно? Вы, походу, вырвали из очередного интервью с ним цитату о том, что он предпочел взять деньги, а не процент с продаж, и после пожалел, что не верил в успех ребят, и переврали ее как могли. Плюс, этим примером вы только подвтердили мои слова - договор защищал стороны, у которых БЫЛО, что защищать. УЖЕ было. Вселенная Ведьмака на момент создания игр УЖЕ гремела лет двадцать+ как. И раз уж вы привели такую аналогию - вы щас СДПР сравнили с СаланганГеймс? Или, может, художников, на которых тут гонево идет, с паном Сапковским? Гыгыгы.
1) Мне пофиг на суть договора, я считаю пункты. НИСПРАВЕДЛИВА!
2) Пока меня не нагреют - думать наперед я не научусь и буду считать дураками всех, кто в состоянии планировать дальше завтрашнего дня.
Нет.
>> Главное не слейся, у тебя сейчас для этого все предпосылки...
Тоже нет. И почему это так похоже на попытку задеть? Осторожнее, осторожнее. Так ведь и обидеть можно.
Я не хотел тебя обидеть, просто лояльность выглядит плохим помощником.
Оценка необходимых ресурсов переходит из разряда работы затруднительной в разряд практически невыполнимой.
Сложности с режиссурой растут едва ли не экспоненциально. Количество переменных, объявленных персонажей (в т.ч. технических) и эффектов тоже требует внимательного отношения.
Это вершина айсберга. В принципе, все решаемо, но на все нужно время. Плюс, если были допущены ошибки на этапе планирования — это тоже всплывет. Появляются новые требования к оформлению кода.
То-то ты с пеной у рта защищаешь игру, в которой недостатков больше, чем достоинств. Помнится, до этого ты что-то говорил о лицемерии...
А остальная огромная часть художников просто не являются профи (не значит, что они плохо рисуют) и с этим просто нужно уже смириться и понять, и не называть их идиотами. Поиск художников действительно веьсма проблемное занятие и тут ничего не поделаешь. факт остается фактом. Но если вы сумеете найти общий язык с таким художником, то вы счастливчик