Цитата
Be angry.
Understand where you are in this world...
...and think – discern – just where you ought to focus that anger of yours.
fault – серия эпизодических новелл от безымянной студии Alice in Dissonance, представитель редкого для визуалок жанра фэнтези. Почему редкого? Всё дело в том, что у японцев весьма грустная ситуация в отношении произведений данной направленности: или же им банально не хватает проработанности, или же с виду добротные произведения банально недоступны западному читателю, или же нашему вниманию вообще предлагается калейдоскоп разнообразнейших постельных утех с эльфийками, а также представительницами (а иногда и представителями) других мифических рас. Эльфийки, безусловно, чудесные создания, однако не хватает так любимого поклонниками жанра глубокого погружения в мир, его грамотно и детально прописанной истории, атмосферы, в конце концов. Разумеется, я слегка приукрасил положение дел – всему виной отчаянное желание увидеть достойное воплощение любимого жанра в формате японского произведения и, в частности, визуальной новеллы – однако же нехватка материала налицо. Стоит отметить, что речь идёт о конкретном поджанре с приставкой medieval, то есть средневековом фэнтези – это значит, что школьницы с катанами в данную категорию не вписываются. Да и чего греха таить, уж с этим-то у наших восточных друзей полный порядок.
Полагаю, вы уже догадались, к чему я вот уже второй абзац пытаюсь подвести. Попалась мне одна вещица, имеющая все шансы хотя бы частично, но всё же исправить вышеупомянутую несправедливость на рынке визуальных новелл. Допускаю и даже уверен, что существуют не менее достойные представители, однако моё поле зрения они безнадёжно миновали – всегда рад ознакомиться с ранее неизвестным произведением и буду ждать рекомендаций более опытных читателей.
Что ж, пора отойти от лирики и перейти, наконец, к фабуле.
События новеллы берут начало с внезапного удара неизвестных, но невероятно могущественных сил в самое сердце королевства под названием Рузенхайд. И вот уже стража перебита, а враг рыщет по дворцу в поисках знатных особ. Наследной принцессе Сельфине вместе с королевской стражницей Ритоной в последний момент удаётся спастись бегством с помощью искусства телепортации. Однако приём срабатывает не так, как ему положено было сработать, и девушки, вместо заранее условленного безопасного места в пределах королевства, оказываются буквально на другом конце света. Родина – в огне, личность врага – загадка, собственное местонахождение – неизвестно; а ведь дорога домой в условиях средневековья может занять месяцы, если не годы...
В жанрах новеллы можно отыскать тег Odyssey, что недвумысленно намекает на общую тематику произведения – путешествие. Читателя ждёт длительное, размеренное и неторопливое путешествие по загадочному фэнтезийному миру, в течение которого нам постепенно будут приоткрывать его тайны и описывать на примере проблем тамошних обитателей детали сеттинга, параллельно не забывая двигать вперёд и основную сюжетную линию. Для кого-то это может показаться минусом: действительно, когда каждый эпизод представляет собой, в сущности, сайдстори, в которой персонажи, прибыв в определённое место, решают какую-то локальную проблему, читатель может справедливо задаться вопросом о целесообразности такой структуры построения сюжета. Поначалу и я сетовал на этот момент, но вскоре осознал, что не стоит искать здесь интриг, заговоров, драмы, сражений и прочих привычных элементов, ибо новелла слегка о другом. Не поймите неправильно, всё перечисленное здесь есть, и в достатке, однако главная прелесть этого мира в его самодостаточности. И правильно, ведь фэнтезийный мир и должен жить сам по себе, иметь собственную историю и законы, согласно которым и происходят те или иные события. И fault удовлетворяет этим требованиям настолько, насколько на это способна эпизодическая серия, состоящая на данный момент всего из двух частей.
Роль магии – одной из главных составляющих практически любого фэнтези-сеттинга – выполняет так называемая "мана" – некая материя, наполняющая пространство мира. Собственно, упомянутая мана занимает далеко не последнее место в процессе описания мира, ибо практически всегда, прямо или косвенно, оказывает влияние на те или иные процессы, протекающие в нём. На первый взгляд ничего необычного, но только на первый. Простая на вид концепция порождает простор для широкого многообразия способов её применения: с ними-то читателю и предстоит познакомиться (точнее, начать знакомиться) по ходу чтения. Наиболее занимательным примером может послужить смешение в реалиях одного произведения (а не по принципу альтернативности, как это обычно бывает) магического и технологического сеттингов, – притом уместное (sic!) смешение, что не может не радовать, – а также, в частности, уникальные способности некоторых персонажей.
Пожалуй, первое, что бросается в глаза при запуске новой игры, это графика. И дело даже не в довольно динамичных переходах – этим в 2017 году мало кого удивишь, а в том, что новелла преподносится как cinematic – кинематографическая, если хотите. Суть такой концепции в том, что персонажи не старательно таращатся на читателя, тщетно пытаясь отыскать его по ту сторону экрана, а вместо этого во время диалогов смотрят друг на друга (протагонист тоже), что придаёт повествованию дополнительную яркость и оживлённость. Классические приёмы динамичности картинки – резкое перемещение кадра, внезапное масштабирование – выглядят очень свежо, а местами так вообще очень удачно вписываются в сцену. Фоны живописны и атмосферны.
Есть, однако, у графической составляющей и недостатки.
Во-первых, и самое главное, это замыленные изображения персонажей при эффекте масштабирования – как CG, так и спрайтов. С этим моментом вообще всё очень странно: покопавшись в файлах игры, я обнаружил там целый спектр разрешений: от нескольких тысяч пикселей в высоту до стандартных семисот двадцати. К тому же, некоторые из них уже в первоначальном варианте оказались замыленными. Что помешало разработчикам уделить должное внимание этому вопросу – загадка для меня, ведь наличие среди "мыльца" высококачественных изображений как бы намекает, что средства есть. Видимо, не хватает кое-чего ещё, как говаривал известный кот в одном советском мультфильме.
Во-вторых, спрайты. Что характерно, спрайты основных героев выглядят вполне приятно и проработаны на должном уровне. Проблема заключается в спрайтах второстепенных и эпизодических персонажей: практически все они выполнены... небрежно, наверное. Чересчур угловатые черты лица, странно наложенные тени и тому подобные вещи, создающие впечатление, что работе над образами попросту уделили недостаточное количество времени. Как и в прошлом пункте, мы видим качественный разброс в рамках одной составляющей. И снова причина остаётся для меня загадкой, ведь новелла создавалась уже в десятые годы XXI века. Впрочем, с каких пор для халтуры требуется причина?
А вот к музыке абсолютно никаких претензий, она великолепна: от величественных, держащих в напряжении epic-композиций до лёгких и воздушных folk-мотивов. Всё это чудесно вписывается в атмосферу и умножает её натрое, как и положено добротному саундтреку.
Персонажи, персонажи... персонажей мы рассмотрим всего двоих, с которых, собственно, всё и начинается.
Ритона – девятнадцатилетняя королевская стражница, личный телохранитель Сельфины, наследной принцессы королевства. Формально – основной протагонист, однако время от времени POV переходит к другим персонажам, из-за чего этот момент смазывается. Рассудительная и спокойная, временами жёсткая и циничная, но добрая в душе девушка, обладающая незаурядными способностями в баттлкравте – искусстве боевого применения маны.
Сельфина – шестнадцатилетняя принцесса, наследница престола королевства Рузенхайд. Добрая и открытая девушка, воплощение невинности и простодушия. Именно за ней по неизвестной причине ведут охоту нападавшие. Обладает, как и все члены королевской семьи, достаточно интересной способностью, о которой я лишний раз говорить не стану – это лучше видеть самому.
Со временем, естественно, будут появляться новые персонажи, и не только второстепенные – одному из таких даже посвящена практически вся первая глава.
К сожалению, диалоги персонажей не озвучены. Можно сделать много предположений о том, чем это вызвано, как то: ориентация на западную аудиторию и, как следствие, мнение, что непривычная японская озвучка может отпугнуть потенциального покупателя; желание передать атмосферу средневекового фэнтези, в которую тоненькие голоса восточных красавиц вписываются не совсем удачно; банальная халтура. Догадки догадками, но факт налицо: озвучки нет, и лично меня, как храброго человека, которого не испугать голосами японских айдолов, это удручает. В конце концов, озвучку в большинстве новелл можно просто отключить, если дело в этом. А если в халтуре, то тем более непростительно, в десятые-то годы XXI века...
Сказано достаточно. Пришло время подвести итог.
fault – хорошая, годная визуальная новелла с интересным и (обещающим быть) глубоко проработанным миром, харизматичными разнообразными персонажами, нетипичными проблемами и способами их устранения, занимательными техническими решениями (чего стоит момент в самом начале второй главы – sic!), разумной толикой драмы, атмосферой, великолепной музыкой... и прочее, и прочее. Читать стоит хотя бы потому, что вряд ли вы найдёте нечто подобное в формате визуальной новеллы или даже на западном рынке фэнтези-произведений.
(В конце концов, если японцы сделали новеллу с главными героинями-девушками, в которой нет ни намёка на юри, на это уже стоит посмотреть, ибо в наше-то время...)
На данный момент выпущены две главы, одна из которых даже имеет официальную русскоязычную локализацию – постарались ребята из SUN-TEAM. За качество не отвечаю – не читал, но в редактуре принимал участие один мой товарищ, который в должной мере умеет изъясняться по-русски, а значит, вряд ли там совсем всё плохо. К сожалению, перевод второй главы они отложили, переключившись на другой проект – что ж, жаль поклонников серии, прочитавших первую часть и не способных ознакомиться со второй – ведь в side: above так много вкусных моментов...
К слову, в четвёртом квартале 2017 года – то есть максимум до Нового года – должен выйти приквел к основной серии: fault – Silence the Pedant, который прольёт свет на прошлое Ритоны и исправит проблему её несправедливо малого скринтайма (главная героиня всё же). Собираюсь приобрести в день релиза – надеюсь, утверждение поспособствует убедительности моих слов о новелле.
Ну и напоследок стоит оговориться, что всё вышеизложенное – впечатления на основе лишь двух частей объёмной серии, которая будет насчитывать, по моим скромным прикидкам, минимум пять глав, не считая приквела. Именно поэтому я и использовал в тексте такие выражения, как "имеет шансы стать", "обещает быть глубоко проработанным" и тому подобные: нужно понимать, что о полной оценке новеллы, когда в распоряжении есть только несколько сайдстори, не может быть и речи. Безусловно, захватывающих, здорово раскрывающих мир и персонажей сайдстори, но всё же сайдстори. Основной сюжетной линии далеко до кульминации и развязки. Когда все "побочные истории" сложатся в единый плотно сбитый сюжет, тогда и можно будет делать однозначные выводы и судить о произведении в целом. Да, пока всё хорошо, но все мы знаем, как иной раз авторы под конец умудряются похоронить, казалось бы, так гладко идущий сюжет, разрушая и сводя на нет все его замечательные достоинства.
Опенинг milestone one:
Пример OST`а:
Ну и трейлер грядущего StP:
UPD. Выход StP
откладывается. Написать автору
Visual Novel Reminiscence – скриншоты, рецензии и другие материалы по тематике визуальных новелл
Visual Art`s – Clannad, Little Busters!, Rewrite и другие известные проекты издателя
Крупнейшее сообщество Clannad в русскоязычном сегменте сети
Комментарии к записи: 15
¯\_(ツ)_/¯