На часах почти девять вечера. Я допиваю ещё тёплый кофе, разбавленный сливочным ирландским ликёром, а из колонок фоном доносится тихая гитарная композиция без слов, исполнитель которой мне неизвестен. Недавно я дочитал "Мокрые шаги", стимовским ключом к которой со мной заботливо поделилась Орика, разработчица сей новеллы. Сразу же честно признаюсь: новеллой я был слегка удивлён. В хорошем смысле.
Для тех, кто не знает, "Мокрые шаги" изначально задумывались как коротенькая поделка к летнему конкурсу AniVisual Jam #1, которая впоследствии переросла в самостоятельный, пускай и небольшой, но полноценный проект, а её разработка растянулась аж на несколько месяцев (AniVisual Jam #1 предполагал создание новеллы за семь дней). Конечно, мне было любопытно узнать, о чём же таком интересном хочет нам рассказать автор, если она даже отказалась от участия в конкурсе, ради которого разработка и задумывалась, и с энтузиазмом продолжила работать над новеллой даже после его завершения и объявления победителей. Об этом я и постараюсь сейчас рассказать.
Но для начала хочу сделать объявление и обратиться ко всем, кто это читает:
Наш новелльный клуб приглашает каждого поучаствовать в дискуссии о новелле "Мокрые шаги", написать о ней отзыв и поделиться с нами и друг с другом своим мнением и впечатлениями. Сейчас, правда, у нас пока ещё ведётся обсуждение "Марко и Галактического Дракона", но оно скоро закончится, а бессменный лидер клуба
Хемуль объявит новый съезд.
Здесь вы можете узнать больше подробностей о нашем клубе от одного из его участников Маказаки Тохойя.
Так, с рекламой разобрались, теперь перейдём непосредственно к новелле.
Первое, о чём стоит сказать, так это о графике. В первую же минуту после запуска игры становится ясно, почему автору не удалось уложиться в семидневный конкурс. Картинка находится на высшем уровне (даже слишком, но об этом позже), впрочем, ожидать от Орики чего-то иного было бы просто глупо. Стиль спрайтов легко узнаётся, поклонники аниме, наверное, должны высоко оценить проработанный в визуальном плане образ главной героини, фигура которой маячит перед нами почти всё игровое время. Зовут её, кстати, Айрис, и ходит она в странном балахоне не потому, что сумасшедшая, как в начале игры предполагает ГГ, от лица которого ведётся повествование. Но о сюжете я постараюсь писать поменьше, потому что игра итак небольшая по продолжительности и проще прочесть всё самостоятельно (выход на все концовки занял у меня не более пятнадцати, максимум двадцати минут).
Дальше будут спойлеры, но вряд ли они кому-то испортят впечатление от прохождения игры, так как ни о каких сюжетных твистах я не расскажу (их попросту нет).
Во-первых, повествование выстроено по классической, может быть, даже излишне упрощенной (ввиду малого размера новеллы) трёхактной структуре. Присутствуют и экспозиция, и завязка, и кульминация, и развязка, и некоторые промежуточные точки. Хорошо это или плохо – сказать трудно, потому что на этот счёт сколько людей, столько и мнений, и спорить о преимуществах и недостатках трёхактной структуры можно бесконечно, но лично для меня такой способ подачи произведения, будь то фильм, визуальная новелла или книга, кажется, пускай и оправданно, но заезженным. Однако вы не подумайте, для меня это ни в коем случае не является минусом, нет. Для читателя, на которого ориентирована новелла, такая структура имеет наоборот явные преимущества по сравнению с какой-нибудь структурой реверсивной.
И теперь насчёт самой истории. Она простая, но в то же время запоминающаяся. Скорее всего, это из-за взятой автором темы, нехарактерной и, не побоюсь этого сказать, необычной для жанра визуальных новелл. Это хорошо. Но история сильно страдает из-за, так сказать, коротенького хронометража игры. После прочтения чувствуется недосказанность, будто автор хотела рассказать нам историю, но из-за каких-то невидимых рамок ей пришлось ужать её, отбросив детали и подробности, которые как раз и служат незаметными кирпичиками, из коих выстраиваются история и атмосфера. Это странно, учитывая, что эти самые рамки были отброшены, когда автор поняла, что рассказ никак нельзя ужать в сроки AniVisual Jam #1. В трёх из четырёх концовок (на самом деле их пять, или у меня плохо с арифметикой) игра буквально обрывается, а в одной создаётся ощущение, что новеллу дописывали прямо перед релизом. Надеюсь, этими словами я не задел ни Орику, ни её фанатов, но, блин, пока я читал, в голове у меня рождались кучи теорий относительно происходящего. Откуда взялась болотница? Каким образом Айрис узнала, что ГГ нуждается в её помощи? А вдруг он сам её попросил о помощи, но пока что просто не знает об этом, как в "Доводе" Нолана, а Айрис – путешественница из будущего? Или, может быть, у неё есть какой-то иной, корыстный мотив (вспомните "Нужные вещи" Кинга), чем просто помогать каждому встречному и метать в них лучи добра?..
Но это неважно, потому что со всей недосказанностью новелла всё равно читается легко и увлекательно, оставляя после двух хороших концовок с анимациями приятный отклик в душе и надежду на продолжение. А если говорить обо всех концовках, то условно их можно разделить на дурацкую (где герой умирает после первого же выбора), плохую (смерть ГГ в конце), хорошую (ГГ жив, но болотница мертва), романтическую (почти как предыдущая, но с анимацией в конце) и "семейную", которая, видимо, каноническая. В ней ГГ и Айрис как бы удочеряют болотницу (ход странный, но прикольный, мне понравился), и она становится полноценным членом общества.
На этом с разбором сюжета покончено, и сейчас я напишу пару слов о технических моментах. Движок – Ren'Py, что само по себе уже хорошо, потому что с новеллами на непопулярных движках и японскими играми на самодельных, лично у меня через раз какие-то проблемы и вылеты. Графика в "Мокрых шагах" восхитительна, но, видимо, все спрайты отрисованы в 2К или 4К разрешении, потому что игру я проходил на одном из своих старых ноутбуков с разрешением 1366x768, и на нескольких спрайтах, где Айрис стоит в полный рост, была отчетливо видна пиксельная лесенка. На устройствах с разрешением повыше, думаю, таких проблем не будет.
В начале игры игроку предлагается придумать, как же будут звать главного героя. Во имя эстетичного текстбокса (отдельного неймбокса нет) количество символов ограничено, но мой Пузошлёп Флойд всё равно одной буквой вылезал за пределы монитора, из-за чего пришлось сменить имя на Флойд Жуан, который никуда не вылезал (на скриншоте вместо Жуана можно увидеть имя Мерзкий Флойд, но это уже по причине мерзости ГГ и моей к нему неприязни). Опять-таки, эта проблема, скорее всего, появляется только на старых устройствах. А вот не зависит от разрешения экрана музыка, которая, если пропустить анимационные вставки в концовках, продолжает играть и смешивается с музыкой в главном меню. Ах, да, музыка. Хорошо работает на атмосферу, но как по мне – слишком уж простая, что ли, не знаю. Вот как-то не откладывается она в голове и малоотличима от музыки новелл жанра эроге и тому подобным.
Но сыграть в "Мокрые шаги" я бы всё же посоветовал. Много времени она не займёт, зато любителям жанра визуальных новелл, думаю, очень сильно понравится. И в графическом плане, и во всех остальных.
На этом у меня всё, спасибо за внимание! И краткое напоминание:
Комментарии к записи: 15
Два бэдэнда и два гудэнда же. Или хорошую концовку игры, но без гудэнда Айрис надо было считать за отдельную? (а ну да, ответ в посте был дальше).
Мне кажется, это не очень хорошое решение (введение в заблуждение), примерно, как писать "20 бг в игре!", когда в ней их 5, но по 4 вариации времени суток)
Сюжет новеллы писался как этакая серия из сериала или мультсериала про сверхъестественное. Я прекрасно понимаю, что есть недостаточная "глубина" в сюжете, но я его и не переписывала никак с конкурса. В этом была сложность - если бы я его начала переделывать, пытаясь добавить глубины (например, о прошлом Айрис и Мавки) или закладывать какие-то супер твисты (типа гг - избранный, к примеру), то пришлось бы полностью перекраивать сюжет и начинать работу над сценарием заново. А мне хотелось сделать именно такую получасовую короткую новелку. Вполне возможно, что я потом сделаю какие-то дополнительные материалы, которые приоткроют некоторую недосказанность, а пока, можете почитать мои мысли об этом тут (под коментарием Роберта Зарипова), если очень хочется.
Я вот думаю, стоит ли тут это обсуждать или дождаться съезда и пообщаться там.
Про сюжет и его глубину тоже всё ясно и понятно, здесь скорее я придираюсь, потому что Вы в РуВН-сообществе уже имеете какую-никакую известность и репутацию, соответственно, и ожидания относительно Вас должны быть выше, чем к ноунеймам. Ну и если человек не знает, что "Шаги" изначально задумывались как проект на конкурс, он может иначе воспринять игру.
Про спрайт Айрис - точно не вспомню, но, кажется, да, только у ворот школы. На мой взгляд, ресайз необязателен, потому что сейчас не так много людей играет с разрешением ниже 1920х1080.
С музыкой есть два решения, на мой взгляд:
1) Поставить жесткую паузу перед анимацией ($ renpy.pause(x, hard=true)), вместо "х" выставив время длительности анимации.
2) Просто написать строчку между объявлением анимации и return: stop [звуковой канал] fadeout 1 или типа того.
Наверное, лучше дождаться объявления съезды и продолжить уже там. Хотя это тоже неважно.
Я пробововала вариант с stop ролика на почему-то он не работал. Хотя может я откатила изменения, так как правила кое-какой момент в том же месте скрипта?
У меня в планах вообще игру на анизу залить (бесплатно то есть), там еще своя колонка комментариев появится. Так что да можно и тут и на съезде пообсуждать.
В общем, там суть в том, что видео начинается за экраном :
(немного текста)
show school with fade
"И вновь я стою здесь, у ворот школы. И жду девушку."
show cg14 with dissolve
$ persistent.cg14_unlocked = True
"Странно одетую, но очаровательно милую."
window hide
hide school
hide black
hide cg14
with Dissolve(4)
show white behind credits1
pause 120
hide credits1 #тут по сути должно останавливаться видео, но оно этого не делает
return
то есть видео выводится через show вместе с музыкой. конечно, по хорошему, наверное надо разбить его было на видео и аудио составляющую, чтобы выводить музыку в канал с музыкой (чтобы не бить по ушам тех, у кого громкость убавлена в настройках). Наверное, так и поступлю.
Я думаю, что в следующем обновлении просто выведу звук отдельно и этим решу проблему.
Подогрела и без того горячий интерес к новелле.
Пошёл покупать "Шаги".
П
П
п..