Сайт Anivisual.net закрыт

Он продолжит функционировать в виде архива. Новые материалы добавлять нельзя.

Тысяча и одна ночь со сценарием. Ночь седьмая: желания и стремления.

Тысяча и одна ночь со сценарием. Ночь седьмая: желания и стремления.

С вами снова сценарист ТГ «Красавица Икуку», и сегодня мы поговорим о желании персонажа и том, как оно создаёт и двигает сюжет. Тот, кто следит за этими статьями, разумеется, помнит, как третьей ночью уже мелькала фраза:
Цитата
"Если персонаж одержим поеданием шоколадок, это едва ли послужит основой для хорошего сюжета, пока он не начнёт за них убивать."

Так вот, одним из сильнейших сюжетообразующих элементов является желание героя, которое сталкивается со свалившимися на него обстоятельствами. Наша задача как автора — усилить этот конфликт до такой степени, чтобы герой куда-то пошёл и наворотил делов. Но прежде, чем мы перейдём непосредственно к теме, думаю, нужен небольшой дисклеймер. Всё это актуально, если вы, грубо говоря, хотите поднимать рувн скален. Иными словами, из этой статьи вы не узнаете, как делать истории, где нужно выбрать себе романтический интерес и романсить его до потери пульса. По моему скромному мнению, подобные вещи только тянут неокрепший сегмент отечественных новелл на дно, и не тонет он сейчас отнюдь не потому, что новеллы хорошие. Итак, приступим.

С точки зрения героя, мотор сюжета состоит из трёх частей: стремления, препятствия и инструмента его преодоления/обхода. Разумеется, всё это может быть более или менее выражено, но в том или ином виде эти три вещи присутствуют всегда. Ранее мы говорили, что стремление героя и его нужда — не одно и то же, а конфликт бывает внешним и внутренним.

Spider-Man: Homecoming
Стремление: проявить себя. Нужда: понимание, принятие, отцовская фигура.
Препятствие. Внешний конфликт: Стервятник и ко. Внутренний конфликт: опека Тони Старка, которую Питер Паркер принимает за недоверие и безразличие.
Инструмент преодоления. Внешний конфликт: суперсилы и костюм. Внутренний конфликт: понимание своего места в мире.

В фильме "Человек-паук: Возвращение домой" представлена самая что ни на есть полная и классическая схема построения героя. Если хотя бы один из этих элементов проседает, он начинает выглядеть картонным, для сравнения можно взять предысторию любого персонажа из официальной киновселенной DC.


Разумеется, эта схема будет варьироваться от жанра к жанру. Одним из главных источников вдохновения при написании "Рейда" для меня было аниме "Non Non Biyori Repeat", где, в отличие от первого сезона с более традиционным героем "Одиссеем", акцент смещён на Рэн-чан, которой по ходу повествования нужно всего лишь повзрослеть. Так как мы имеем дело с жанром "повседневность", тут не нужен как таковой ни антагонист, ни конфликт, однако у Рэн-чан есть стремление: стать настоящей первоклассницей/взрослой, препятствие в виде незнания правил, по которым вертится мир, и инструмент его познания в виде энергии и любопытства. Сюжетообразующим элементом здесь является само движение времени (в опенинге вся компания буквально движется через времена года) и герой встречается с явлениями не как путешественник, который стремится вперёд, а скорее как лист, который несёт водой, но её как персонажа формирует активный интерес ко всему окружающему.

То, на какой части вы сделаете упор, определит своеобразие произведения. Многие авторы, к примеру, берут тем, что маскируют желание или нужду героя. Конечно, это скорее трюк, который, может, и не сделает сюжет более глубоким, но может придать ему оригинальности.

Триган. Стремление — не дать проявиться своему альтер-эго. Максируется под стандартную историю искателя приключений.
Хеллсинг. Стремление — найти достойного соперника. Замаскировано подчинением заклятию, принуждающему Алукарда служить.
Самурай Чамплу. Стремление — убежать от себя. Замаскировано поисками таинственного самурая, пахнущего подсолнухами.

Чем сильнее желание персонажа, тем более напряжённым будет конфликт. Если вы хотите экшена или драмы, это первое, над чем придётся подумать, поскольку действия героя будут тем решительнее и масштабнее, чем сильнее желание укоренено в его характере. Это кажется очевидным, но за последнее время (да и не только) повыходила куча фильмов, где мотивация героя похожа на домик недальновидного поросёнка. Да что там далеко ходить!

Отряд самоубийц. Мотивация: что? Стремление: они впрягаются, так как что? Что?


Что?

Я понимаю, что фильм не пнул уже только ленивый, но это продукт, в который вложили много денег. И кому-то дали много денег за этот сценарий. Сделайте так, чтобы герой сам рвался в бой, чтобы его нужно было задерживать, а не пинать к развязке, так как есть что-то, к чему он стремится всей душой. Новеллу Crimson Grey я бросил на моменте, когда главный герой, который не мог побороть свою апатию, стал активно впрягаться за какую-то тян. Может быть, в конце, конечно, всё объяснили, но я не дотерпел. В недавно вышедшей Дисперсии я вообще не заметил у героя ни стремления, ни внутренних или внешних конфликтов. В динамичной истории стремление абсолютно необходимо: любой спившийся нуарный детектив в глубине души хочет справедливости, любой апатичный Джон Маклейн кого-то спасает. Теперь давайте перейдём к препятствию.

Герой хочет обокрасть три казино, но ему мешает охранная система — внешний конфликт, герой хочет впечатлить тян, но ему мешает то, что тян — продажная шкура — внутренний.
Герой хочет победить на турнире по боевым искусствам, но вовне — злые противники, а внутри — собственный страх.
Герой хочет поймать преступника, но герой — заяц.

Если нужда это то, зачем мы пишем, то препятствие — то, о чём. Как и в случае с нуждой, чем масштабнее и страшнее препятствие, тем больше у вас возможностей глубже раскрыть персонажа и идею произведения, так как любой внешний конфликт должен отражать внутренний. И, опять же, если каждый новый удар, который обрушивается на героя, не открывает или не детализирует какую-либо черту его личности, мы имеем дело с приключениями ради приключений или с графоманией.

Как правило, ключом к преодолению трудностей становится упорство, изобретательность и смелость. Если этим ключом сделать только суперспособности или мидихлорианы, мы получаем плоского героя, вызывающего в основном раздражение. (Если что, трудности, с которыми столкнулся Сайтама, ему преодолеть так и не удалось, и именно этим он интересен.)

Что у нас есть в сухом остатке? Без желания, а ещё лучше — нескольких конфликтующих желаний, сюжет никуда не двинется. Объясните, почему герой этого хочет, и вы получите импульс для развития действия. Добавьте истинную нужду героя, которая не совпадает с желанием, и получите объёмного героя. Без желания, страсти и нужды герой может только двачевать капчу и жаловаться на то, как вокруг всё плохо. Возможно, и с таким героем можно что-то сделать, если, скажем, превратить его в жука, но тут уже нужна плотная работа с формой, о которой мы, будем надеяться, ещё поговорим, а на этом Шахерезада прощается с вами, and I'll see YOU in the next episode! Bye-bye!
18
Декабрь
5
3.6
2810
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.

Комментарии к записи: 5

avatar
#1 pumpkinofhell
39598
в 08:43 (27/Ноя/2018)
2
Икуку, спасибо тебе большое за твои статьи - не прекращай их писать, они очень интересные happy happy happy

Пожалуй, соглашусь со всем выше сказанным. Конфликт и развитие персонажа или персонажей безусловно играют ключевую роль в повествовании истории. Это классический сценарий из книги "Тысячеликий герой" (кстати, было бы занятно, если ты вставил(а) её в пример в одной из следующих ночей). У Квартета И, кстати, есть забавный скетч на эту тему



Про отряд самоубийц всё же могу внести определенную поправку. Фильм получился корявеньким непосредственно из-за бесполезности некоторых персонажей и высокой сосредоточенностью на двух персонажей: Дэдшота и Харли Квинн, которых играли актеры А-класса, из-за чего им выделялось так много времени; все же не стали бы они звать знаменитых актеров на очень простые и промежуточные роли, которые в фильме и не были бы заметны. Оригинальный комиксный сюжет имел под собой прочный фундамент и мог грамотно вынести историю без таких грубых ошибок.
avatar
#2 Ikuku
56408
в 16:23 (27/Ноя/2018)
0
Говорить про оригинальный комиксный сюжет после провального фильма — всё равно, что на уроке убеждать Марьванну, что ты всё выучил и маме дома рассказывал без запинки. Комикс и фильм — два разных продукта, каждый из которых требует отдельной работы, я вот себе как-то купил шампунь "Губка Боб", и он был не очень.
Никто не заставлял брать на роли Дэдшота и Харли Квинн актёров, из-за участия которых сюжет пошёл по бороде (хотя лично я так не считаю: сценарий просто слабый). Отряд самоубийц — это пример того, как всё повесили на отдел рекламы, который блестяще справился с задачей и сумел хоть как-то продать откровенный шлак: DC вообще, наверное, стоило бы поменять местами рекламщиков и фильмоделов. Давайте вспомним актёров, о которых до MCU знало полторы калеки: Роберт Дауни мл., Том Хиддлстон, Скарлетт Йоханссон, Крис Хемсворт, Крис Пратт, Крис Эванс. Из тех, кто был известен до этого, во франшизе был разве что Сэмьюэл Л. Джексон, да Эдвард Нортон, с которым сделали фильм чуть ли не слабее тех, которые снимали с Лу Фериньо. У DC на руках персонажи не менее легендарные, чем у Марвел, а Бэтс с Супермэном были популярны ещё при царе Горохе. И вот у вас Джаред Лето, Уилл Смит, деньги, графоний — и что на выходе? Фильм, который похож на затянутый клип Мадонны. Сейчас всю франшизу вывозят на себе кубики Джейсона Момоа да задница Галь Гадот.
avatar
#3 kulumaev
33445
в 17:37 (06/Дек/2018)
1
Спасибо, очень интересная статья дает пищу для размышлений.
avatar
#4 Pira
89225
в 21:38 (06/Дек/2018)
0
Я не читал предыдущие "ночи", но на всякий случай уточню.
Если герой хочет ограбить 3 казино, должны быть определенная причина, т.е. стать великим вором, месть, деньги под завязку нужны и т.п. . Также автор не упомянул об альтернативном факторе, что будет, если ГГ не добьется своей цели? Он присутствует зачастую после завязки. Например, если Эл из Тетради смерти не поймает Киру, тогда тот дальше будет убивать невинных и возможно покорит мир, что будет если Лайт не одолеет Эла? Первого, возможно, поймают, а если нет, тогда ГГ дальше будет страдать от несправедливости мира сего.
Чтобы мотивация была убедительна, нужно доказать, что "справедливый мир", "мир в котором Наннали может быть счастлива", месть и т.п. реально важны для героя.
Для того чтобы это сделать, он должен пойти на риск.
То есть представим, что есть герой, который говорит, что он отважный, и герой, который ничего не говорит. Мимо них падает и загорается автобус с детьми. Тот кто звал себя храбрым убежал куда подальше и навалил в штаны, а тот кто не заявлял о себе первый побежал спасать ребят. Ну и кто тут теперь храбрый?
То есть, истинный характер ГГ проявляется только в драматической ситуации (критической, если вам удобнее).
Если у такого ГГ будет цель которая подразумевает такой же риск, и при этом совпадает с его взглядами, тогда мы ему поверим. А героя который "убивает за шоколадку" в лучшем случае посчитаем безумцем. Также не стоит забывать о логике в сюжете, не хочется смотреть на ГГ, который после спасения детей на вопрос "зачем ты это сделал?" он ответит "не знаю", или "ХЗ, по приколу".
avatar
#5 Ikuku
56408
в 22:03 (10/Дек/2018)
0
> Если герой хочет ограбить 3 казино, должны быть определенная причина, т.е. стать великим вором, месть, деньги под завязку нужны и т.п.

Мне кажется, разница между желанием и причиной в вашей формулировке довольно техническая. Стать великим вором, отомстить, поднять денег — это и есть желания, причём о разнице истинных и ложных стремлений героя уже упоминалось в предшествующих ночах. Целью данной статьи было не рассказать о сюжетообразующих элементах, а раскрыть мотивацию героя. Т.е. то, что вы называете "альтернативным фактором" — это уже часть сюжетного лора. Разумеется, все элементы должны быть взаимосвязаны, но рассуждения "что будет если" уже выходят за рамки именно психологии персонажа.

Возможно, стоило бы порассуждать о том, что будет если герой не добьётся своей цели, и в историях, сфокусированных на экшене, герой, как правило, действительно спасает мир, себя или кого-то от экстерминатуса, но я в последнее время смотрю и читаю всё больше историй, в которых герой, случись ему проиграть, просто останется обычным человеком, а не кем-то, кем он может стать, если не сдастся.

> Если у такого ГГ будет цель которая подразумевает такой же риск, и при этом совпадает с его взглядами, тогда мы ему поверим.

Представим двух персонажей, один из которых говорит о своей смелости, но в критической ситуации трусит, второй молчит, но спасает. Но влияет ли это на веру читателя персонажу? Персонаж может говорить, что ему всё безразлично, но сам не в силах остаться в стороне, когда кто-то в беде, или наоборот. Главное — какими выразительными средствами и для какой цели вы пользуетесь то есть что и как рассказываете о персонаже, о вере здесь речи нет, так что здесь я не могу с вами согласиться. У автора нет задачи, чтобы читатель во что-то поверил, единственное, в чём автор должен убедить — в художественной подлинности истории (не фактической подлинности). Если вы достоверно нарисуете персонажа, который убивает за шоколадку, он будет ничем не хуже того, который спасает горящие автобусы.

> Также не стоит забывать о логике в сюжете, не хочется смотреть на ГГ, который после спасения детей на вопрос "зачем ты это сделал?" он ответит "не знаю", или "ХЗ, по приколу".