Видел эту ретроспективу в результатах, которые выдавал гугл, но почему-то не читал - а оказалось, что она от переводчика Невера - тут уже стало интересней (первым удивлением было как минимум то, что сам перевод послужил стартом для карьеры локализатора - это здорово!).
Но главный кладезь - это то, что тут многие вещи становятся более понятными, чем то, что я вычерпывал с переводчиком у японских сайтов.
Например, тот факт, что разработчики хотели скрыть твист с тайм-тревелингом - это забавно и странно, если учесть, что этот твист вскрывается в первые два часа игры на первом же руте, а догадки к этому появляется при первом флешбеке (падение Харуки - а то и сам сон на мысли толкает). И в ретроспективе справедливо указывается, что это могло не привлечь потенциальных покупателей. Сейчас это странно, но с оглядкой на то время, вполне логично: тёмные и безумные новеллы существовали и до этого, у тех же Leaf или Tsui no Sora от небезызвестного SCA-Ji (Subarashiki Hibi) - ну это из популярного. Но бум подобным новеллам задал всё же Рюкиси со своими чайками - а это было после.
И, тут уж без всяких оглядок, людям не понравился финал - то самое бонусное шестое прохождение в Never7, "нормальная" концовка Идзуми - и тут я прекрасно понимаю игроков, оно просто ушат с холодной водой выливает на разгоряченный ум играющего. И как раз интересно отметить, что эти неудачные решения натолкнули создателей на мысль о расширении сюжета и создании великолепного Izumi Cure.
Интересные заметки можно найти и по поводу того, что игры infinity-серии будет преследовать и дальше: разногласия Учикоши и Накадзавы, сомнительные финансовые успехи и приколы с озвучкой персонажей (если кто-то дочитал досюда, но не хочет спойлеров, то задумайтесь: кто озвучил Хараку и почему её сейю обозначена в титрах как "???"?)
Так же примечателен момент оригинального окончания игры: переводчик пишет о том, что они перелопатили код игры (и не только в этом месте), чтобы обычная концовка Идзуми стала доступна как полноценный рут, на который можно выйти, а не как пасхалка из главного меню. Интересно, как изначально реализовывался выход на эту концовку?
Ну и Роджер, действительно программист от бога - далеко не каждый смог бы так ковырять чужой код (особенно если учесть, что это японский проект рубежа 90-00).
И опять же, если кто-то вдруг дочитал досюда, имейте в виду, что в той ретроспективе есть ещё 4 части:
https://jhkomorebi.com/2019....-part-4 https://jhkomorebi.com/2019....-part-5 https://jhkomorebi.com/2019....-part-6 https://jhkomorebi.com/2019....al-part https://jhkomorebi.com/2019....al-part