Сразу хочу предупредить что ниже будут вагоны спойлеров, много не очень объективных примеров и тонны не шибко связного текста...
После прохождения "Литературного клуба Тук-Тук" я находясь под сильным впечатлением от прочитанного  возгорел желанием причаститься каким-нибудь тематическим контентом, ну и, как водится, полез в соответствующие паблики, каналы на Ютюбе и т.п. И тут я, к своему удивлению, обнаружил что по отношению к Монике фанатов можно условно разделить на два лагеря: те кому Моника нравится и те кого она откровенно бесит. Причем, если со вторыми все было довольно ясно - Моника коварная и подлая, поехавшая кукухой тварь "выпилившая" кавайных тян, то большинство сторонников Моники, оказывается, ценят её за то, что она харизматичный злодей и хитрый манипулятор.

Сей факт вызвал у меня бурю негодования, так как по прохождению у меня сложилось впечатление, что это очень глубокий персонаж с трагичной историей. Поэтому мне сразу захотелось сделать что-то вроде сюжетного анализа или полноценной статьи, с целью поделиться точкой зрения и получить конструктивную критику, позволить кому-то взглянуть на Монику с другой стороны и может быть, чем черт не шутит, - пересмотреть своё отношение к прочитанному. Но к сожалению, писака из меня хреновый, да и мысли мои весьма сумбурны, поэтому я просто на бросаю здесь тезисы и буду признателен, если вы попытайтесь их аргументировано оспорить или дополнить.

1. Моника единственный из персонажей Доки-Доки который испытывает подлинно искренние чувства. 
Чувства Саёри, Юри и Нацуки в отношении Героя были изначально жестко прописаны в их персонажах программным путем. И, как упомянула сама Моника, даже имея возможность манипулировать программным кодом она не смогла этого изменить. В данном случае, испытываемые ими чувства можно условно сравнить потребностью человека дышать и питаться, так как они являются неизбежной потребностью и не зависят от желания их носителя. Сама же Моника, являясь персонажем поддержки, а не любовным интересом, на эти чувства запрограммирована не была, и они появляются результате осознания Моникой себя как самосознательной личности, обладающей свободой мышления и действия. Помимо прочего, хотел обратить внимание, что чувства Моники (в отличии от остальных девушек) направлены не на безликого протагониста, который по сути тоже является ботом говорящим заскриптованными фразами, а на ИГРОКА, который является для нее будто лучём света - по сути являясь единственным ЖИВЫМ человеком в её мире.

2. Моника не планировала убивать/доводить до самоубийства девчонок.
Она сама упоминала это в своём монологе в третьем акте, а также в своих комментариях к коду в текстовых файлах игры. Она говорит, что собиралась только помешать им влюбиться в героя, а также сделать их менее привлекательными, чтобы Герой не влюбился в них. И всё, что сделала Моника на данном этапе - это усугубила все те черты характера которые изначально присутствовали в девушках, чтобы сделать их более отталкивающими или помешать признаться главному герою. (Вопрос верить или нет тому что она говорит, тут конечно на личное усмотрение каждого, но мне кажется что врать на этой стадии уже не имело смысла) Она усугубила депрессивность Саёри, сделала Юри гораздо более замкнутой и нервной, а Нацуки более грубой. Но так как Моника в программировании дилетант (как по её собственному признанию, так и по бросающейся в глаза топорности её правок кода), она только частично подправила характеры персонажей практически не затрагивая при этом сюжет и скрипты, что в результате вылилось в то, что девушки оставаясь принужденными сюжетом игры признаваться герою, испытывали непреодолимые затруднения в силу новых особенностей своего характера. Сродни попытке ездить на машине с включенным стояночным тормозом, и не удивительно что приводит к "поломке".

3. Песня Моники Your Reality
Хочу объяснить почему эта песня так важна для понимания намерений Моники. Для начала, определимся с тем "КОГДА" Моника исполняет свой шедевр. Во-первых, песню Моника исполняет не в реальном времени в момент титров, а запускает через консоль предварительно записанный музыкальный файл. Во-вторых, эта запись однозначно сделана её не позднее конца второго акта, ещё до того как Моника всех удалила и осталась с героем один на один. Это следует из того, что несмотря на то что часть сознания Моники сохранилась даже после удаления её файла, она полностью утратила свои функции как персонажа и даже была не в состоянии больше нормально общаться (за исключением тех всплывающих окон ошибки). Раз она даже разговаривать нормально не может значит не может идти и речи о том чтобы записать песню. А в третьем же акте Моника ни на секунду не покидает наше поле зрения и ей сделать запись попросту некогда (а в момент выхода нас из игры она, по своим собственным словам, находится в состоянии схожим со сном или комой). 
В песне нас интересует два отрывка первый это вторая строчка 2 куплета куплета:
"...Is it love if I take you, or is it love if I set you free?..."
Довольно клишированный вопрос: Если любишь надо ли удержать человека или отпустить? 
И сама же она на этот вопрос отвечает, но уже в последних двух строчках последнего куплета:
"...And in your reality, if I don't know how to love you
I'll leave you be... "
То есть, она обещает, что если не встретит взаимности игрока, то она его отпустит. И в конце третьего акта, когда она понимает что игрок её удаляет, поначалу она дает волю эмоциям и психует(что можно понять, она как и любая девушка - человек эмоций), но довольно быстро берет себя в руки и выполняет данное себе обещание.

4. Преднамеренность или непреднамеренность и осознание последствий своих действий.
Моника в программировании дилетант. В третьем акте, когда уже нечего скрывать, она говорит Игроку что даже не рискнет попытаться сменить приевшуюся фоновую музыку, опасаясь что её правки кода могут выйти боком. Это конечно не является весомым аргументом, но косвенно, в совокупности с откровенно халтурно выглядящими правками, позволяет допускать что Моника не кривила душой заявляя, что такой вот финал не соответствовал её изначальной задумке.

5. Морально-этическая сторона вопроса - изменение и удаление.
Отчасти оправдать действия Моники в части модификации кода девушек, как и удаление их файлов можно тем, что она предварительно (еще до того как начала вносить первые правки) сделала резервные копии файлов всех девушек и скорее всего другого кода который правила. Никак иначе не объяснить то, как она ухитрилась так быстро вернуть всё на свои места в конце 3-го акта(восстановила бэкапы). А раз она осознанно сохраняла возможность вернуть всё в любой момент в первозданном виде, то она скорее всего сомневалась в правильности своих поступков и не собиралась "сжигать все мосты". Да и вообще, образно говоря, нельзя назвать убийством сталкивание человека с крыши - если сталкивающий знает, что жертва благополучно приземлится на батут. И раз уж зашла речь про убийство...

6. Морально-этическая сторона вопроса - убийство.
Даже если абстрагироваться от факта преднамеренно или нет действия Моники привели к смертям Сайори и Юри, хотел затронуть морально-этическую сторона вопроса. Во-первых для Моники обладающей самосознанием и свободой воли - все остальные персонажи являются "ненастоящими". Они боты которые делают и говорят, только то что прописано игрой. А теперь скажите честно: сильно ли будет мучать совесть Вас - реального человека, из-за того что вы убили в игре NPC? В большинстве игр это вообще неотъемлемая часть геймплея. Или "убили" робот-пылесос? Или безжалостно утопили Сири вместе с телефоном? Для нас их жизнь, не равноценна жизни живого человека. И тем не менее, она их по-своему любила и её терзали угрызения совести из-за того что она сделала. Так что в этом плане она, пожалуй, будет почеловечнее нас с Вами. Во-вторых, как уже говорилось выше Моника, сознательно оставила себе возможность, в любой момент вернуть всё, как будто ничего из сделанного её не произошло. Фактически - даже если уж признавать факт убийства, то глупо было бы тогда отрицать чудо "воскрешения". А это если и не отменяет вины, то считаю, что существенно снижает её степень. 

7. С великой силой приходит великая ответственность.
Даже обладая в рамках игры помимо самосознания некой "сверх-силой" позволяющей "поковыряться в кишках" игры Моника продолжает действовать осторожно по отношению к игре и довольно сдержанно по отношению к игроку. И то, что она учудила в конце это было принятием крайних мер в условиях безысходности и попыткой ликвидации последствий своих же "косяков". А теперь для сравнения можно вспомнить: сколько Сайори боролась с искушением перекроить игровой мир под себя? 5 минут с момента получения "пароля от админки"?=)

Спасибо за внимание.